Пунта Аренас (Эпизод 3)

С самого рассвета полностью упаковав рюкзаки (чёрт, они остались такими же тяжёлыми, как по дороге в Южную Америку, если даже ещё не прибавили в весе!), мы "обожрали капиталистов" на порядком надоевшие, но всё такие же питательные сыр и ветчину и отправились догуливать недогуляное. Всё из белой зависти к Лёшику с Оксанкой. В день "промежуточной" разлуки они успели сделать пару радиальных вылазок в места из обязательного к посещению списка для приезжающих в Пунта Аренас, мы - нет. Маршрут к полуразрушенному пирсу с рыбоядными "шАгами" и железобетонными шахматными столиками ходим практически на автопилоте.

Будь впереди ещё пару дней - научились бы попадать на "зелёную волну" светофоров. В невероятно подозрительный "автопилот", в том числе, входит обязательное пересечение по диагонали сквера с "Monumento Hernando De Magallanes" и продолжение движения по соседней улице. Затрудняюсь выбрать, что же это: неожиданно вспыхнувшая страсть к деяниям Великого Проливопроходца или прогрессирующая с каждым днём и часом аддикция к "холотропному дыханию" в зелёной зоне "Plaza de Armas". В любом случае <срочно зовите санитаров - зачёркнуто>, это "Ж-ж-ж..." - неспроста! Свершив над собой видимое усилие, в опасный сквер не сворачиваем.

Очень контрастно и патриархально смотрится тяжеловесное, угловатое, отделанное оранжево-розовым натуральным камнем, будто недоверчиво щурящееся узкими бойницами окон Морское Управление - "Gobernación Marítima". Неудивительно: фоном ему холодные, сине-фиолетовые, а местами - тёплые, пастельно-бежевые и очень выпуклые контуры отеля-гиганта "Мечты Пролива" ("Dreams Del Estrecho"), отстроенного в лучших традициях поколения <"хай так" - зачёркнуто за чересчур вызывающей украинской тональностью> "хай-тек". Упс. С японским прищуром у "Управления" ошибочка приключилась: на фасаде здания ситуация с окнами в корне меняется. "Главных" окон всего три, но - с третьего по пятый этаж. Добрый десяток мелких как-бы уже не в счёт.

На Набережной (если что, официально это всё ещё "Ruta 9", но встречается и название "Costanera") размётана недурственная коллекция ржавых буёв и судоходных бакенов. Вестимо, Морское Управление по мере смены парка пополняет и курирует. Если можно так выразиться, "основной вкладчик"... Отель по совместительству ещё и в качестве казино в Пунта Аренасе подвизался. Только <Володька зачем-то сбрил усы - зачёркнуто> вход отдельный для него устроили и название сменили якобы на нейтральное - "Dreams". Какое же это "нейтральное" название?!! Нейтральным сработало бы Суэньос (Sueños). Британия же, когда дело касалось хождения по морям, всегда считалась у Испании конкурентом номер один... Подлизываются, походу. Взращённая Европой толерантность - она такая.

Снова вокруг таблички об опасностях цунами и куда от них правильно "смываться". Но все до одного указатели почему-то советуют двигаться в направлении городских кварталов. Если бы в Пунта Аренасе объявили о приближении цунами, а ты чисто случайно оказался в это время на Набережной, самый верный выход (на мой, лишь теоретически ознакомленный с цунами взгляд) - постараться согнуть и выломать один из этих самых указателей. Нет-нет, ни в коем случае не в качестве удобного весла! Дальше - как нас в своё время учили в общественном транспорте: "В случае аварии разбей стекло молотком". Далеко ходить не надо. Самые ближайшие стёкла - по всему периметру "Мечт Пролива".

Десять жилых этажей по три метра, плюс высокий нулевой - где расположены рестораны и иные службы - достаточно внушительная высота, чтобы через плоскую крышу перехлёстывали лишь наиболее высокие из когда-либо зарождавшихся на Планете волн. Только... не бросайте спасительного указателя на первом этаже. Прихватите с собой: мало ли какое сопротивление удумают оказывать портье, обитатели пентхаузов, их потенциальная охрана, не говоря уже о работниках коктейль-бара "Sky", очень предусмотрительно расположенного прямо на крыше. Скажу Вам как профессионал: категорически неправильно коротать затопление в отсутствии необходимых в стрессовой ситуации "промилле"!

Так же объясню, почему самым высоким зданием в Пунта Аренасе официально регистрирован отель Мыс Горн (Cabo Del Hornos), расположенный всего в двух кварталах по диагонали от "Мечты Пролива". Потому, что в нём всего лишь восемь этажей! Слышали термин "операция прикрытия"? Вот как раз "Мыс Горн" в ней - "расходный материал", специально рассчитанный на читателей официальных данных в Интернете. Зато в баре "Небо" в час природных катаклизмов сможете лично познакомиться с Мэром, руководителями крупных корпораций и прочими "избранными". Главное - к моменту торжественного прибытия официальных лиц Вы должны успеть хорошенько "раскрепоститься" в баре. Ведь очень скоро выпито будет всё, без остатка. И, чисто на всякий случай - не спешите выпускать из рук указатель "Цунами"...

Пока я прикидываю, какой именно аперитив лучше всего подойдёт для первого круга - "Olmeca Gold" или сразу переходить к "Remy Martin" - элитная недвижимость вокруг нас сменяется лабазами и охраняемыми портовыми территориями. К замеченному с "мирадора" пирсу со старинными парусниками от казино по берегу не подойти: нужно искать лазейку в частных владениях. С другой стороны, где заборы, там и "ВАУ!". Ключевое слово здесь как раз "с другой стороны" - придержим на обратный путь. Шагаем вдоль Девятого шоссе с травяной разделительной полосой, за ним - четырёхметровый забор не забор, но подпорная стена, над которой зябко жмутся друг к другу одноэтажные особняки. Не стал бы утверждать, что зажиточный микрорайон: не существует дорогостоящей недвижимости в два стандартных окна. Тем более - обитой дешманской, тяп-ляп окрашенной вагонкой.

"ВАУ!" находится на самой подпорной стене. Пожалуй, это самая щедрая, разноплановая и профессиональная "выставка" муралов из всех, что свезло открыть для себя в Южной Патагонии. Накарябать дутых или наоборот, "колючих" букв (читайте - граффити) - дурное дело нехитрое. А когда разговор идёт о "спрей-арте" - плавных полутонах, гармоничных цветовых переходах, передаче объёмов или "рисунках тушью" - тут однозначно недюжинный талант, соколиный глаз и откуда нужно растущие руки требуются... Из "самого-самого" запомнился портрет "пасмурного индейца". До брутальной мексиканской харизмы Денни Трехо, естественно, ни один мурал в жизни не дотянется, но автор определённо старался. Нюансы характера и настроения передал, зачёт.

"Золотой череп", судя по размеру глазниц - обитателя пещер или творения ночи, плавно перетекающий не то в бороду Старика Хоттабыча, не то в стилизованное пламя, не то в сложное наслоение многогранников, зацепил - вызвал неожиданный трепет перед чуждым и неизведанным... А уж "сладкая парочка" стоящих плечом к плечу "сталкеров" - в лёгких защитных комбинезонах, с откинутыми капюшонами и сильно потрёпанными противогазами - тут вообще всё однозначно. Захотелось воскликнуть: "Не учатся ничему некоторые, и учиться не хотят"... - Кто в настолько помоечной снаряге глубоко в Зону за артами ходит?!!

...Из оружия - потёртый "наладонник" в заднем кармане и по единственной гранате в руках. Непонятно почему - всё те же импортные дымовые M18... Ну а какие ещё могут быть варианты трактовки наблюдаемых событий, когда в круглые глазищи противогазов "охотников за хабаром" из глубины кадра ослепительно-яркий свет лупит, и трубы какие-то под ногами вьются?!! Я такой весь на измене, аж руки по "Валу" или "Винторезу" чешутся: возглавить и посильное участие в глубоком рейде принять, или наоборот, повременить, пока эта шелупонь затарится, а потом положить по-тихому. "Чики-брики - и в дамки"!

Только размечтался - тут <старший товарищ, минимум трижды отстрелявший от начала и до конца "Объединённый Пак 2" - зачёркнуто> Тимофей Анатольевич появляется, весь в белом. - "Ридный тато, та цеж у них не гранати, а аерозольні балончики з нітроемалью"! Чтоб тебя, сынуля, электро-химеры "Дикой Территории" подрали!!! Прямо фотоаппарат из рук чуть на асфальт не вывалился от горя-беды. Смотрю - и глазам не верю. Етить, а ведь действительно, в руках у ребятишек - баллончики с краской! Чуть спрей-артеров с перепугу да от природной жадности не завалил... Настолько продуманный гешефт на самом интересном месте обломать! На подобное вероломство только самые близкие родственники способны. - Иди своей дорогой, сталкер...

В общем, если отправитесь пешком туда, куда стремились мы, обязательно на эту стеночку своё внимание обратите. Ибо там ещё одна нетривиальная картинка имеется, идущая вразрез со всеми доныне встреченными интерпретациями Обликов и Атрибутов сельк’намских ритуальных духов. Встречайте скорого на расправу рогатого клоуна Катаикс (Kataix); Тану (Tanu) с Южного неба, стыдливо прячущегося под пятнистой "паранджой" в пол и легконогого танцора Матана (Matan), которому, судя по отдельным нюансам фигуры, ничего не мешает. Тема в том, что во всех рисованных "первоисточниках", на всех исторических чёрно-белых фотографиях и даже магазинных плакатах духи изображены... Гм... Как бы это помягче донести... с ярко выраженным мужским концом. Здесь же, как минимум Катаикс и Матан, вопреки народным верованиям и традициям, представлены с готовым к вскармливанию многочисленного потомства "женским началом"!!!

Насчёт истинного пола <правоверной мусульманки - зачёркнуто из соображений толерантности и личной безопасности> Тану не буду чересчур настойчив: уж очень он / она / оно квалифицированно шифруется... Я вот что думаю. То ли сверхэнергичные феминистки-суфражистки, пока никто не смотрит, пытаются статус-кво в неокрепшие умы внедрить, то ли более впечатлительные Катаикс и Матан по-настоящему прониклись концепциями "Матрицы". А затем - и нетрадиционным мировоззрением её создателей Лоуренса и Эндрю, растерявших гендерную идентичность в борьбе с Агентом Смитом и решивших превратиться в Лану и Лилли Вачовски. В общем, на боевых огненно-земельских духах прогрессивные "хирургические технологии" в полной мере позабавились. Улыбнуло.

Чем дальше вдоль "Стены Откровений и Неожиданностей", тем безысходней особняки и деклассированней одно/двух/трёхэтажные фавелы на приморской стороне шоссе. Невесёлое зрелище ещё больше усугубляет распростёршийся напротив Парк Марии Беэти (Parque María Behety). Общественная зона отдыха стартует "порталом" двухэтажных домов с мезонинами, объединённых общей крышей-аркой, покрытой густо-малиновой металлочерепицей. Земля была бесплатно передана муниципалитету частными меценатами, с оговоркой, что Парк должен оставаться бесплатным для посетителей и использоваться исключительно для детских игр, развлечений, летних и зимних видов спорта (так же с упором на детей). Прочие массовые гуляния, культурные встречи, пение и музыкальные экзерсисы как-бы тоже активно поощряются.

Красиво изогнутое змейкой озеро, небольшой лесок, чересчур обширные пустые пространства вкупе с достаточно кичёво выполненными динозаврами не вызвали ни у кого из нас желания познакомиться с "подношением" поближе. Зато почти убедили в том, что на заброшенные и наполовину разрушенные приморские домики уже давно положен хозяйственный глаз. А муниципалитет спит и видит, как снесёт это всё нахрен и присоединит побережье к Парку (оптимистичный вариант), ещё лучше - понатыкает вдоль берега по-настоящему эксклюзивной недвижимости (чисто молдавский и наиболее вероятный ход событий).

Именно поэтому в самую первую очередь я бросаюсь исследовать и фотографировать "развалюшки с характером" - недолго им, болезным, наслаждаться бодрым морским воздухом... Двухэтажные "коттеджики", что едва выступают половинками второго этажа над уровнем асфальта, не вызывают желания зайти внутрь: пусть поганенькая, но всё-таки частная собственность. Да и патагонские ветры в порыве ярости способны на многое, не особенно хочется накануне отъезда сделаться "дитём подземелья". Шучу. На уровне моря с ветрами всё не так страшно, как кажется. Намного страшнее выковылявшая из-за угла собака - наполовину дворняга, наполовину сеттер или что-то аналогично охотничье и лопоухое.

Такую худобу и степень запущенности я до сих пор только в роликах, посвящённых проблемам защиты животных видел. Топорщащимися лентами рёбер, облысевшем гребнем позвоночника и высохшими, почти атрофированными мышцами собак напоминает лишившегося шерсти магаданского мамонтёнка Диму. И мордаха точно такая же печальная: шкура, натянутая на череп до барабанного звона, кажется, сейчас начнёт трескаться и пойдёт кровавыми струпьями, прямо как у Сары Коннор во время ядерного взрыва перед детской площадкой в Судный день... А у нас с собой - ни единого кусочка еды. И никаких магазинов на горизонте. Не обломится тебе сегодня завтрак, невеселый зверёныш.

Ржавая тарелка спутникового телевидения выглядит на фоне "коттеджа" примерно таким же анахронизмом, как выглядел бы электронно-обучающий собачий ошейник на шее у детёныша тираннозавра. Да тут и просто щит с электрическим счётчиком как бы изделие из далёкого светлого будущего. Но я что-то всё не о том да не о том. Чего мы, собственно, так далеко от натоптанных маршрутов заковырялись. - Прямо за развалюхами, на самом стыке стихий, ещё одна "жертва кораблекрушения" последнюю в жизни пристань благоустроила. Его парусная светлость Лорд Лонсдейл (Lord Lonsdale). Снова, заметьте, убыточное детище очень далёкого туманного Альбиона.

Не совсем понятно и очевидно, почему "бесповоротно севший на мель" - есть, а информации о нём в сети - ноль. То есть, 100500 фотографий развалины со всех ракурсов, включая с дрона и с ночной подсветкой, но чем фрегат промышлял по морям-волнам в своей юности и зрелости - тайна за семью печатями. Такое ощущение, что стоковые фотографы Планеты тайком сговорились не только фотографировать, но и попутно уничтожать любую текстовую информацию об истории скитаний несчастливого корабля. Его нет в доступных каталогах кораблекрушений Чили, нет и в прошерстённых роботами Гугла британских первоисточниках. Похоже, занимался какими-то исключительными непотребствами в мирное или военное время, за что и был предан забвению на исторической Родине.

Остаётся, конечно, вероятность, что "Лорд Лонсдейл" слишком эффективно и успешно воевал на стороне противников Чили, именно за это на сопроводительной табличке написали этакое абстрактное "бла-бла-бла" на тему "Дань морякам всех национальностей, пересёкшим Магелланов пролив в преумножение знаний о регионе..." Да-да-да. Именно английскому военному фрегату больше не чем было в мировом океане заняться, кроме как прибыть сюда, на край географии, с единственной целью преумножать знания о регионе. Единственное, что чудом удалось выковырять в Сети, что в 1909-м году, уже будучи в возрасте 10 лет, борт отплыл из Гамбурга в надежде дойти до Мазатлана (Mazatlán - это на западном побережье Мексики).

Цель плаванья <засекречена спецслужбами - зачёркнуто> не указана. За закономерным отсутствием на картах того времени Панамского канала был вынужден тащиться вокруг Южной Америки через Магелланов пролив. У Фолклендских островов (исторически принадлежащих Британии...) по невыясненной причине загорелся и был принудительно затоплен с целью спасти хотя бы железный корпус. Это, на минуточку, произошло в 800+ километрах от Пунта Аренаса. Какие-то светлые головы от логистики решили использовать бесхозный корпус в качестве склада... в Пуэрто-Наталесе. Это, на вторую минуточку, более 1400 км морем от Фолклендских островов.

Затем что-то невыясненное произошло то ли с самими бизнесменами, то ли с нарождающимся карго-бизнесом, но корпус "Лорда Лонсдейла" навсегда застрял ржаветь неподалёку от Пунта Аренаса. О пост-пожарных перипетиях корабельной судьбы даже продвинутые местные гиды ничего толком не знают, предпочитая отговорки в стиле "Он всегда здесь был, никто на него не претендовал, никто никогда не пытался перемещать"... В общем, нетленная классика: не был, не состоял, не привлекался, и т.д. Удивительно, но с 1900-х не сохранилось ни одной чёрно-белой картинки "британского Лорда" с мачтами и под парусами, хотя примерно в это же время ученик Менделеева (а заодно и известный русский фотограф) Сергей Прокудин-Горский уже вовсю ставил смелые эксперименты с цветной фотографией.

Видимо, цветные фотоматериалы уже плотно вошли в обиход, а вот эффективно развязывающие языки электроутюги и паяльники до заинтересованного в истинном положении дел потребителя ещё не дошли. Поэтому не нашлось действенного механизма, чтобы выяснить, что послужило истинной причиной пожара на Фолклендских островах, кто "Лонсдейл" настолько бездарно буксировал и почему в последний раз якорь был брошен в пригородах Пунта Аренаса, а не его порту (что кажется более логичным). Романтики фантазируют, что корабль "безмятежно спит в тиши пролива". Зато с дрона он выглядит как неторопливо разлагающийся на мелководье синий кит.

Первое, что издалека бросается в глаза - внушительные массогабариты бушприта. Проржавевшая на треть толщины железяка длиной метра четыре и у самого основания сантиметров 30-35 в диаметре. Учитывая полный оптимизма угол возвышения - очевидный претендент на победу в меряньи "у кого больше". Что характерно, длина бушприта примерно соответствует высоте корпуса фрегата в наиболее хорошо сохранившейся носовой части. Как говорят чукчи с другого края земли - "Однахом, тенденция"... Я себе эти пропорции подсознательно более скромными представлял (в пользу корпуса). Интересно, что металл в XIX веке англичане на военных судах экономили сильнее, чем на гражданских. Давешний сухогруз "Амадео", если судить по толщине обшивки, современным "охотникам за металлоломом" интересней покажется.

...Хотя я сравниваю сейчас то, что прямо перед глазами и насквозь поржавело ниже ватерлинии. Может в верхней, более-менее сопротивляющейся коррозии части корпуса толщина листов такова, что даже батюшка - броненосец "Потёмкин" из зависти распахнёт кингстоны и добровольно утопится. Насчёт "металлостервятников" я не зря упомянул: метра через три от точки крепления бушприта верхняя половина обшивки тщательно ободрана, да и палубы с надстройками в помине нет. - Вряд ли воды и ветры Магелланова пролива настолько симметричны и аккуратны во время штормов, чтобы слева и справа почикать корпус как по линеечке, а заодно уж оставить нетронутыми все шпангоуты.

Кстати, о шпангоутах - на "Лорд Лонсдейл" они расположены примерно так же часто, как и у "Амбассадора". Что не совсем понятно из-за полной противоположности целей. У клипера, заточенного под максимальную скорость при минимальном весе, они по логике старой сухопутной крысы (это я сейчас о себе...) могли устанавливаться и пореже. С другой стороны, проектируя корпус из массивного листового железа, можно было внутренние "рёбра" не настолько часто приклёпывать. В общем, у "старой сухопутной крысы" крепнет подозрение, что и то, и другое - не более чем нерушимая верность традициям английской школы судостроения.

Указано глубокоуважаемыми предками, что корабельные шпангоуты положено через каждые два погонных фута бабахать?.. Танцуют все! Вне зависимости от особенностей конкретного применения и спекулятивных умозаключений "грызуна", никогда в жизни не выпрыгивавшего за борт по общей команде "Полундра". В любом случае, неизмеримо жаль, что подобные парусные красавцы в наше время единичны и мало востребованы. Красивый был корабль. Грациозный. При сохранении высокой для своего времени технологичности и осязаемой внутренней мощи. Особенно когда совсем близко - насколько только позволяет высокая линия прилива - подбираешься. Жаль, что без плаванья не получится внутрь просочиться, я бы рискнул.

Не проконсультировались своевременно у Лёшика по графику приливов и отливов (да-да, наш аккуратист - в самом положительном смысле слова - и такое по протоколу подготовки учитывает), теперь не сможем якоря и вообще кораблика руками потрогать. Утром вода метров на семь наступила, а ведь ближе к вечеру "Лорд" носовой частью на сушу выползает... Трогать руками, кстати, будет нарушением правил. Типа, "историческое наследие" (где все эти историки и реставраторы последние полсотни лет шлялись?) - ни купаться, ни ловить рыбу прямо у корпуса (на запрещающей табличке - casco) нельзя. Не говоря уж, чтобы по палубе, или там, трюму с оголтелым цинизмом шариться-чалиться. Видите ли, сие зело " ¡Peligro!" (это такой специальный "харам" по-испански). Шутка. Но во время самого пика прилива от лишних запретов как-то не легче.

Не считая доминирующего над пейзажем бушприта, который хочется фотографировать ещё и ещё, неплоха погружённая в воды имени Магеллана корма. Над ней непогоды и/или люди потрудились более целенаправленно. Сохранились лишь развёрнутые широким веером "рёбра" шпангоутов и когда-то связывающий их воедино ромб обшивки. Контраст технического состояния носовой и кормовой частей настолько разителен, будто это не одна конструкция, а две, чисто течением удачно прибило. Замечаю, что у "Лонсдейла", точно так же ассиметрично, как у "Амадео", изъедена ниже ватерлинии обшивка: правый борт сильнее левого. Интересно, почему? В теории корпус должен стареть более-менее синхронно.

Самый чумовой ракурс на фрегат всё-таки анфас. Становишься по оси симметрии - прямо под бушпритом, вскрытым ржавчиной по всей длине, как невидимым консервным ножом - и смело готовься к отъезду "шифера с крыши". Корпус, оказывается, выполнен в пропорции примерно три к одному, где один - это ширина. Кажется, что при настолько неустойчивой архитектуре любой крепкий порыв ветра легко и непринуждённо завалит корабль на борт. Тем не менее, полностью выгоревшая изнутри скорлупа более сотни лет простояла на одном месте и не шелохнулась.

До чего же безобразно здесь всё-таки загажен берег... Старые автопокрышки (некоторые из них - прямо с дисками) и непонятно откуда объявившиеся фрагменты железобетонных плит. Мятая одноразовая посуда и стандартные топливные бочки. Эмалированные баки от стиральных машин и одежда с разводами соли - настолько истрёпанная, что на неё даже местные бомжи не посягнули. Обломки дешёвой мебели и нестандартно компактные тележки из супермаркета. - Ты "Supermercado" видишь? - Нет. - А он - ЕСТЬ! Даже не выберу, на чью сторону становиться: тех, кто утверждает, что не стоит настолько далеко тащиться ради нескольких посредственных фотографий (если очень повезёт с погодой), или тех, кто искренне уверен, что обязательно надо, причём, не раз. Оксанка с Лёшиком тоже особого пиетета, между прочим, к кораблику не выказали.

В чём уверен лично я, лучше всего сюда отправляться не в городских кроссовках или туфельках, а в обуви с глубоким протектором. Ещё правильней - с треккинговыми палками. Смотрю на увешанных серьёзной фототехникой китайцев, старающихся не скатиться на пляж "на всём" по реально крутому, утоптанному до состояния асфальта земляному жёлобу, ещё и иезуитски присыпанному тончайшим слоем морского песка (действительно, кому здесь может понадобиться сила трения?) и лишний раз в этой мысли утверждаюсь. Да-да-да, ещё сильнее обопритесь о хлипкие алюминиевые штативы, чтобы не упасть. С ещё большей вероятностью завалитесь, когда у них ножки согласно штатному расписанию подломятся... Это ж Вам не американский "Gitzo", не итальянский "Manfrotto" и даже не со-отечественный "Sirui", а наиболее бюджетная раскоряка с "Али Экспресса"!

...Вот за режущую пальцы осоку - это Вы правильно обеими руками держитесь! Я и сам именно так в самом стрёмном месте поступил... Судя по вертикальным жестам, считают, что "вид сверху был лучше". Кто бы сомневался, когда в падлу объектив более широкоугольный прищелкнуть... Ведь <двуручный меч чандао - зачёркнуто> телевичок 80-400/4.5-5.6 VR - это по-настоящему "маскулинно". На самом деле, днём здесь дел кругом-бегом примерно на полчаса. А вот лунной ночью я бы уж со "светописью" развернулся, да. Или наоборот, безлунной, звёздной и очень поздней - когда подступающая к самому берегу "деревня", наконец, уляжется спать...

Это только мне одному кажется, что развёрнутые навстречу небу ржавые рёбра жёсткости на корме "Лорда Лонсдейла" неуловимо похожи на руки верующего, тщетно выпрашивающего что-то у своего Создателя? Кстати, запястья "несчастного" закованы в кандалы одной из немногих сохранившихся палубных переборок... Было подобное сложение рук и в одном из эпизодов "X-Files" - где Дьявол наперегонки с Серафимом "поджаривали мозги" шестипалым девочкам-инвалидам. Вот же вспомнится. Ещё корпус корабля, если смотреть на него, присев на корточки как можно ближе к килю, похож на юный листик американской агавы - даже серо-голубой цвет не успевшей доржаветь до бушприта обшивки, в общем-то, соответствует. Правда, вместо колючих выступов по самому краю листа виртуального "суккулента" установлены короткие цилиндры прожекторов ночной подсветки, но кто на подобные мелочи станет обращать внимание.

Всё-таки с погонным метражём и "углом атаки" бушприта конструкторы XIX-го века слегка переборщили. - Волей-неволей усматриваю некоторую аллюзию с выдвинутым на полную длину объективом в руках у китайца. Дядя как раз выцеливает что-то глубоко интимное в "пухленьких губках" спаренных клюзов, симметрично круглящихся по обе стороны корпуса корвета. Припозднился китаец (я, в общем-то, тоже). - Ещё два или три года назад из клюзов до самой воды свисали обглоданные коррозией якорные цепи. Теперь цепи оторжавели полностью и безвольно валяются на мелководье.

Бросив последний взгляд на давным-давно позабытый на родине форпост Британии, отправляемся досматривать расписную стену: теперь она как раз по пути в город. Удивительно, но там ещё остались незамеченные "нетленки". Например, прекрасно выделанный - хоть в Кунст-Камеру Санкт-Петербурга отправляй - лазурно-голубой череп одного из "генералов" Белых Ходоков. Даже отдельные снежинки, унесённые ветром со Стены, над ним невесомо пролетают. Осталось выяснить, что именно нюхал виртуоз от аэрозольной краски (саму аэрозольную краску не предлагать!), чтобы вместо нижней челюсти и обрубка позвоночника у черепа неожиданно оттопырились лазурно-голубые щупальца медузы.

Неплох и "любимый племянничек" Боба Марли, щеголяющий положенными по высокому статусу дредами. Немного шокирует, что он позаимствовал лицевой угол у полу-человеческого/полу-чужого "сына" клонированной, а кроме того, уже упоминавшейся в контексте Пали Айке, Эллен Рипли. Но - художник так видит. После косвенной отсылки к космической тематике, не кажется неожиданным Нил Армстронг на Луне. Пусть даже глаза его прищурены в стиле <свисающей со стола яичницы-глазуньи - зачёркнуто> "размягчённых часов" Сальвадора Дали, а занимается проказник-первопроходец поеданием собственной системы жизнеобеспечения. Как думаете, из хандры по гамбургерам и Кока-Коле?.. В общем, от расписной стены отчётливо веет "запрещёнными сильнодействующими веществами". Как говорил в известном анекдоте один подпивший русский, - "И мне того же самого в гузку на 500 баксов"!

Дальше утренняя удача начинает давать сбои. Путь к стометровому четырёхмачтовому реликту по имени "Графство Пиблз" ("County of Peebles"), на этот раз - шотландскому, родом из Глазго, преграждает строгая белая табличка. "Собственность Военно-Морского Флота Чили, проезд и проход запрещены"?.. А шо вы, Пану, сразу угрожаете?.. Пусть завуалированная угроза раскачивается на цепи, протянутой между самого цивильного вида сараями - переступить на раз-два-три - связываться с силовыми структурами, имея из средств нападения одни фотоаппараты, шансом на победу не выглядит. Ограничимся телеобъективом и в качестве трибюта напомним, что челночил сей кораблик между Шотландией и Индией, перевозя в основном джут: растительное волокно, из которого по сей день делают мешки и канаты.

В те годы парусники с полной оснасткой подобного класса (full-rigged windjammer) были способны конкурировать с паровым флотом даже на длинных и непростых маршрутах. Был приобретён Чилийским ВМФ в 1898-м году, уже сильно "употреблённым по прямому назначению" и какое-то время нёс боевое дежурство в здешних водах под оперативным псевдонимом Муньоз Гамеро (Muñoz Gamero). А позже... Позже - как обычно. Самый первый в мире и всего один из трёх полностью сохранившихся до наших дней четырёхмачтовых парусников с железным корпусом закончил свой век не в Морском музее (будь то британском, будь чилийском...), но в качестве плавучего угольного склада в Пунта Аренасе. Не так, кстати, давно: в 1966-м, как раз я родился. А после 1975-го стал волноломом на территории "закрытой военной зоны". Таке життя.

До сих пор считал, что "тяжёлое детство, бетонные игрушки" - выражение, которое способны понять исключительно советские дети, ломавшие себе руки/ноги в заброшенных бомбоубежищах или на неохраняемых по выходным стройках в 80-х. У подрастающего же поколения портовой части Пунта Аренаса сейчас игрушки всё больше железные. С невероятным, вызывающим восторг количеством заклёпок. Не ожидал обнаружить на детской площадке разукрашенные под фиолетово-синих китов паровозные котлы узкоколейки. Да и грубых макетов "наземных приводов скважинных насосов", в простонародье - "нефтяных качалок" в местах потенциального скопления малолетних до сих пор встречать не приходилось. Наводит на мысли, что это завуалированная профессиональная ориентация... А ещё - уж не жидкие ли углеводороды в окрестностях Пали Айке добывают?..

Обидно, что на территорию Пассажирского (во всяком случае, согласно надписи) порта допускают только при наличии билетов. Интереснейший объект. Бесконечное количество потенциальных "фоточек для мамы". Один рекламный китовый хвост в три человеческих роста (металл или пластик - издали не разобрать) у входа дорогого стоит. Ан нет. Высоченный забор, перекрёстные - всё по канону surveillance - камеры наблюдения, целых два непреклонных охранника. Ещё и табличек для отвлечения внимания навешали: "Стой! Зона проведения работ, обязательно наличие каски". Что характерно, работяги действительно ходят в касках. Все до одного: от самого нижнего - дворничьего звена с мётлами и швабрами до "руководства" со считывателями штрих-кодов в руках или планшетами подмышками. Подозрительный какой-то "Пассажирский" порт...

Зато <механические - зачёркнуто> исторические "погодные часы" (Histórico reloj meteorológico*) в виде застеклённой зелёной башенки с бронзовым куполом и резным латунным флюгером у портовой проходной очень интересные. Время, фазы Луны, температура в Цельсиях и по Фаренгейту, атмосферное давление, влажность воздуха, все дела. Можно сказать, достойная замена сверхоперативному прогнозу погоды в спутниковом навигаторе... Если быть совсем уж придирчивым, широту и долготу локации по этим часам всё-таки не определить. Но и "Гармин", в свою очередь, до сих пор не догадался обучить свои умные "дивайсы" показывать знаки Зодиака на текущий день... Смело можно считать, что по количеству "измерений" имеется паритет.

Вызвал лёгкую улыбку и расположенный через дорогу от хронометра офис "Глубководных работ" (Trabajos submarinos) с гордой вывеской "Наутилус". Каким образом, простите, соотносятся с "глубоководными работами" изображённые на заборе компании Магеллановы гуси? Или гуси неожиданно глубоко нырять обучены, или "отцы-основатели", несмотря на многообещающее, я бы даже сказал, обязывающее ко многому название, чересчур мелко плавают... Не именно ли поэтому на одном из окон красуется броская табличка "Продаётся"?

* К вопросу о метеорологических часах и хитроумных классиках фантастики в целом. Часы, по-испански "релох" (reloj) своим написанием заставили меня вспомнить знакомое с ранней юности, подчерпнутое у Гарри Гаррисона слово "кренодж" - некий инопланетный корень, не слишком вкусный, но годный в пищу наиболее обездоленным слоям населения. Ну и... сходил на своё горе в "Википедию". Оказывается, Гаррисон в "Специалисте по этике" сам ничего не выдумывал, а тайком копнул в эсперанто, где отыскал всё необходимое: креноджи (krenoj - "корни хрена"); кароджи (ĉaroj - "повозки"); дзертаноджей (dezertanoj - "пустынник"); даже бравые охранники сцилоджи (sciloje) и те оказались "умелыми, владеющими особыми навыками" гражданами. Вот такая неожиданная связь времён, языков и художественных гипербол.

За выполнением последнего пункта чилийской обязательной программы, начинаем, как выражался тридцать лет назад молодой молдавский учёный, позже долго работавший послом в Китае, "водить козу". Нет, не на воровском жаргоне - "следить за пьяным с целью ограбления...", а бесцельно слоняться по улицам города в надежде <где-нибудь выпить недорого - зачёркнуто: не станем же мы в буквальном смысле уподобляться учёному мужу Б.> случайно обнаружить что-нибудь ещё более интересное. Небольшие, но очень приятные откровения и озарения не заставляют себя долго болго упрашивать. Кипарисы, пережившие тримминг под жёлуди - это неожиданно. Они же, наполовину лишённые листвы, чтобы обнажить сложную структуру ветвистости - ещё круче.

Расписанный вырви глаз нитроэмалями мурал, посвящённый патагонскому хип-хопу, приоткрывает глаза, что постоянно кутающийся в пятнистую или полосатую паранджу дух Тану при первых же сэмплах хип-хопа полностью теряет волю. Вслед за чем стремительно прорезает в "униформе" огромное отверстие, чтобы явить себя миру во всей интеллигентской красе: в футуристически-узких очках с золотистыми стёклами и аккуратной голливудской бородкой. От Тану несколько отстаёт грозно потрясающий микрофоном Катаикс, предпочитающий классический красно-бело-полосатый "комбинезон" и аккуратную бородку французского императора Генриха IV.

Перебиваясь с муралов - на колониальную архитектуру, а с архитектуры - на безобразно отксеренные, зато многочисленные плакаты "За свободные и бесплатные аборты" (Aborto Libre Seguro y Gratuito), двигаемся безумным зигзагом по кварталам города с перерывами на немного поржать. Ну, например, над сварной решёткой закрытого по поводу воскресенья сувенирного магазина, усиленной четырьмя (!!!) толстыми цепями с китайскими навесными замками разных производителей. Это всё - не считая ещё двух замков, врезанных, собственно, в защищаемую решёткой дверь. Национальный Банк Швейцарии нервно курит в сторонке.

Незнакомые аллеи и откровенные задворки, где броские цвета построек чередуются с наполовину выпиленными из реальности кипарисами несколько неожиданно, но закономерно выводят нас к всё тому же памятнику Эрнандо Магеллану на "Пляса де Армас". Это мы удачно и неожиданно вовремя зашли. Аборигенная молодёжь то ли уже что-то празднует, то ли с максимальной отдачей репетирует грядущее празднество. Зрителей, в общем-то, пума наплакала, но когда разбушевавшуюся не по-детски молодёжь интересовали зрители? Пока шарились по неоднозначным переулкам - несколько раз слышали оглушительный визг и барабанный бой, гарцующий параллельным курсом где-то неподалёку. И вот пути-дорожки, наконец, пересеклись.

У самого изножья группы поддержки Магеллана (я о вальяжно развалившихся индейцах и русалке, грозно потрясающей щитом) имеет место пунта аренасское толкование всемирно известного Бразильского карнавала. В наличии мощная, прекрасно сыгранная перкуссионная группа в количестве пятнадцати боевых единиц и вялые телодвижения смело (то есть, не по погоде) раздетых девушек, выступающих дуэтом, реже - трио. Вялые - потому, что все танцовщицы в туфлях на высоком каблуке. Ещё потому, что "подают себя" не стремительные фитоняшки-чирлидерши, а плотно-так сбитые, отнюдь не отказывающие себе в насыщенных жирных кислотах и быстрых углеводах аборигенные красавицы. Рискну предположить - полукровки патагонских индейцев.

Интересно, что без устали гвоздят в барабаны именно "фитоняшки". Видимо, целевому зрителю и импресарио группы (буде он существует) подобный расклад массогабаритов больше по нраву. Понятие "плотно сбитые", к огромному сожалению, не включает приковывающей взгляд груди, налитых ягодиц и талии, тщательно вымуштрованной против подобной тенденции. Точёных ног и изящных щиколоток/запястий тоже не включает. Не предполагается и заметной хореографии: скованные извивания тинэйджерок могли бы быть более плавными и сексуальными. (Это я танцовщиц подсознательно с настоящими участницами Бразильского карнавала сравниваю). Селянки, наверное...

Подозреваю, что "Austral" - это "два раза КУ!" в дирекции генерального спонсора команды. (Если уже забыли, с чего начиналось путешествие по Чили - с пристального исследования номенклатуры продукции патагонских "Сerveceria"). На самом деле, "auster" по-латыни - "юг", "южный", который позже стал "australis". А после появления Австралии, чтобы не путаться, сократился до "austral". "Батукада" - один из подвидов самбы. Максимально быстрый бразильский перкуссионный стиль, оформившийся под влиянием африканских ритмов. Не думаю, что музыкантам будет сильно обидно, если про себя стану их называть, экскьюзе муа испанский, "батукадеро". На сладкое остаётся, собственно, название группы - "Сакумба".

Как позже выяснилось, коллектив достаточно известный за пределами Пунта Аренаса, очень часто выезжающий на Samba&Reggae фестивали по всей стране. Один этот факт значит "достаточно далеко": Чили 4630 километров с севера на юг, если мысленно наложить на карту Европы, страна протянется от западной оконечности Испании и хорошенько так за Уральские горы... "Batucada Sakumba Austral" комфортно обитают на "МордоКнижке", заявляют себя "Школой самбы, регги и афро-самбы", обещают всем достижение просветления через "общественные действия, коллективные практики, а так же полное погружение в перкуссионный мир со смесью музыки и танца"... Сходите, послушайте. Заранее предупреждаю, живьём они звучат интереснее.

...Знаем, знаем, что у них там за особые "общественные действия" и "коллективные практики"! - Надышались всласть, пока "монументо" всенародно любимого "эль Президенте" Булнес давеча в сквере рассматривали. Теперь полны подтверждённых обонянием подозрений, к какому именно "первоцвету" исполненная печали лошадёнка свои трепещущие губёшки столь целенаправленно тянет, но по причине отлития в бронзе всё никак не может дотянуться... Шутка. Самой невинной внешности животное. Но вернёмся к нашим "батукадеро". Нельзя не признать, что у музыкантов и "подтанцовки" с терморегуляцией всё в полном ажуре. Пока рядовые зрители кутаются в куртки да шарфики, натягивая по самые брови бейсболки или капюшоны, горячие чилийские девчонки топчутся перед не обращающим на них внимания Магелланом просто в купальниках. При этом, ничуть не синея и даже не покрываясь соблазнительными мурашками!

Гм... Вероятно, именно поэтому настоящих - прокачанных в зале - фитоняшек "Сакумба" в данс-группу и не принимает. Куда фитоняшкам без <подкожной жировой "перчатки" - зачёркнуто> природного теплоизолятора под безумными патагонскими ветрами танцевать-извиваться? Не унесёт из-за недостатка массы - так добьёт общим переохлаждением организма, согласно нерушимым законам термодинамики. Ещё пристальнее вглядываясь в музыкантов - действительно, во многих течёт индейская кровь. Не характерные для испанцев абрисы лиц, прямые, слишком чёрные и густые для европейцев волосы... Сыграны ребятишки "батукадить" - при достаточно высокой амплитуде движений и компоновке плечом к плечу никто никого локтями не задевает. Не говоря уж о систематически взмывающих над головами тяжёлых барабанах.

Будучи весами по знаку Зодиака, а также неоднократно побывав в самых разных уголках Африки, не могу полностью отбросить вариант, что упитанные чилийские танцовщицы - посильный трибют префиксу "афро"- в контексте происхождения самбы. Возьмите Нигерию, Замбию, Гамбию, ЮАР - главным признаком женской красоты и достатка в этих странах считаются именно "нижние 90". Даже абстрагируясь от откровенной стеатопигии, куда ни брось взгляд по приземлению на Чёрный Континент - СРА...зу замечаешь, насколько своеобразно-особенные и материально обеспеченные женщины встречным или параллельным курсом плывут-выступают... В общем, заявленным на "батукада-сейшене" чилийкам до хрестоматийных африканок предстоит ещё "растить и растить". Но это так, мелкие придирки неразумного иностранца...

По окончании "данс-шоу" спешим догулять с пользой оставшиеся в нашем распоряжении час-полтора. Чтобы с чего-то начать, приобретаем в супермаркете подарочные наборы чая-мате с прилагающимися к нему ложечками - бомбильями. Как чувствовал, не в добрый час оставляем это на самый последний момент, но об этом - позже. Затем совершенно случайно, доверившись скорее подсознанию, чем разуму, шагаем в направлении высохшей городской речки-вонючки Рио де Лас Минас (Rio de Las Minas). По-русски - "Река Шахт". Проделываем всё это с одной-единственной, ранее неведомой целью: обнаружить на пересечении улиц Чилое (Chiloé) и Каррера Пинто (Carrera Pinto) магазинчик, что полностью перевернёт наше видение чилийско-аргентинского путешествия.

* Пока не забыл, отмечу на полях: городские мостики через забранное в бетон русло реки Рио де Лас Минас - ваши лучшие друзья, если вдруг почувствуете себя неуютно в людном городе, не изобилующем общественными туалетами. Оборудованные удобными ступеньками, они спускают Вас прямо к несуществующей воде и обеспечивают... скажем, необходимое уединение. С облегчением!

Возвращаясь к перекрёстку улиц Чилое - Каррера Пинто. Стою я под разноцветной - зелёной и тёмно-зелёной - вывеской магазина "Smoke Shop". По случаю воскресенья он закрыт на два антивандальных замка, наглухо приваренных к решётке в классическом стиле "березка". Изучаю рекламную растяжку "KIT de Cultivo PRO/Basico". И буквально каждой клеточкой кожи ощущаю исполненные презрительного сострадания взгляды индийских и тибетских монахов из неги заоблачной нирваны. Ну, кто, скажите, кто, взгромоздив на плечи немилосердную рюкзачину, сломя голову, на ночь глядя, с выпученными глазищами несётся вычислять автобус на Пуэрто Наталес, вместо того, чтобы как любой образованный человек из сельскохозяйственной страны прилететь в Пунта Аренас немного заранее?!!

...Согласно законодательству покупаешь подходящий KIT. Культивируешь прямо на месте столько, сколько требуется на всю группу. Пыхните разок-третий на брудершафт - а затем путешествуйте себе на здоровье по бескрайне-психоделической Патагонии. В астральном теле, разумеется. В том числе - раздавая с двух рук "факи" офицерам аргентинской погранслужбы, как учил Мистер Бин в популярном ролике на Ютубе. Не видели? Ищем "Mr. Bean: Fuck Dat Bitch Looped [HD]". Нет, куда интереснее топтать дорогущую обувь о базальты Торрес Дель Пайне; булькать соплями под снегом без особой надежды увидеть Фитц Рой; пыриться в "туманное далёко" вместо Серро Торре; шарахаться туда-сюда на машине по пять сотен километров в сутки... Не говорю уже о двух с половиной месяцах бодания с недружелюбным консулатом в Бухаресте и пролёте по 20000 километров в каждую сторону вместо запланированных 15000...

В общем, если ты лох - ты и в Чили лох. Вне зависимости от цвета кожи, гражданства, образования и вероисповедания. Стою под вывеской, краснею как варёный омар - и ничего не могу с собой поделать. Стыдно, реально стыдно настолько облажаться! Также было бы желательно дознаться, чем всё-таки отличается "KIT de Cultivo Basico" от "KIT de Cultivo PRO". А ну как тот, который "бейсико", функционирует в "рекреационных целях" исключительно внутри страны происхождения и не в состоянии обеспечить достаточно транспарентного "стелс-режима", необходимого для многократного пересечения аргентинской границы?!! Тут меня, как ледяным душем, промораживает неожиданная в своём запоздании мысль: какого ж растакого "del Diablo" некоторые вообще отправились в Чили без греющего душу и тело запаса домашней тушёнки?!!

Серёга летел в Чили из Москвы... через Амстердам! Запросто мог наведаться в "кофе-шоп" этак часика за полтора до вылета, чтобы оставшегося времени ещё и на соседний "смарт-шоп" хватило. Прямо, так сказать, в "святая святых", с помощью соответствующих "маффинов" или каких других тематических "пироженок" пополам с трюфелями - "философскими камнями", так с контрабандной молдавской тушёнкой замаскироваться, что даже самая ответственная пограничная собака-наркоман его без всяких промедлений и сомнений за своего собрата приняла! И в почтительном молчании, подхватив в зубы багаж, через самый зелёный из всех доступных коридоров (пальчатораздельный или пальчаторассечённый, из пяти, можно даже семи сегментов) в заветную страну сопроводила. Недоработка вышла. Не хватает должных навыков подготовки дальних, давайте скажем прямо, "трипов". Гы-гы.

Так. Что-то некоторых к половине второго ночи штырит отнюдь не по-детски. Даже привычный ко всякому дедушка Гугл, похоже, сильно удивляется: с чего вдруг законопослушный <организм - зачёркнуто> гражданин настолько глубоко в скользкие темы копает. А уж как известный "товарищ майор" из <розетки на стене - зачёркнуто> Службы Информации и Безопасности, что за прослушку Интернет-трафика согласно штатному расписанию отвечает, ошеломлён! На чём я там, кстати, в основной линии повествования остановился? А, ну да. Напротив "Смоук Шопа" стоит на приколе зарешёченный "смоук-трейлер", что, скорее всего, чисто по случаю раскрашен завсегдатаями первого.

Проходим квартал-полтора - новый стимул шляться по периферии. У горячих южных чилийцев неожиданный взгляд на популярные мультфильмы. Инопланетяне, Росомаха, Пикачу, прочие огнедыщащие "покемоны"... Под вывеской "Мадагаскар"?.. Вы это серьёзно?!! С другой стороны - не так, чтобы удивительно. В процессе переулочных странствий уже был замечен неоднозначный мурал: высаживающихся в Патагонии "огненноземельцев" встречают кондоры, веймулы, ибисы, гигантские ленивцы-милодоны, гуанако, пумы, динозавры, морские львы, киты и конные индейцы... Одновременно. Удивился бы, увидев подобную эклектику где-нибудь в другом месте. Но неподалёку от перекрёстка улиц Чилое и Каррера Пинто - нормально так укладывается в общий концепт.

Нам и этого мало. Ненадолго заскакиваем в "La Luna": чисто винца и пивка "Austral" на посошок принять, жареными луковыми и кальмарными кольцами закусить. При достаточном воодушевлении в "La Luna" всё ещё можно отыскать для себя сюрпризы. Например, мужской туалет. Что ни стена - очень много пышного женского тела в тёплых оранжево-жёлтых тонах. Нет, "пышного" - не совсем то. Что-то в нём есть рубенсовское, тяжеловесное. Лучше подойдёт хитрое английское слово curvaceous - "привлекательно-округлое". Намалёвано не то, чтобы очень талантливо, но - неожиданно. Скорее всего, расчёт художника строился на более чем на одно-единственное пиво в организме завсегдатая...

...Возникает вполне закономерное целомудренно-вуайеристское желание тотчас же посетить женскую ипостась заведения. Даже боюсь предполагать, что там (и каких размеров) на стенах широко представлено... Во весь голос печалюсь-страдаю, что Оксана на целых два дня раньше уехала, оставив нас - бедолаг в мучительном неведении. А могла бы поведать много интересного. Всё. Время "Ч". Три квартала скорым шагом. Прости-прощай "Остал Ринайке" и его нереально гостеприимный менеджер Густаво. Десять минут ожидания у кованой калитки - и такси в аэропорт "Президенте Карлос Ибаньез дель Кампо" (Presidente Carlos Ibáñez del Campo).

Мы решили, что единственная поездка в аэропорт на такси получится определённо дешевле трёх, поэтому, несмотря на несовпадающие рейсы, отправились всей "бандой". Пока продираемся через неторопливые светофоры города, бессовестно потребляю французский интернет, потихоньку присосавшись к случайно забытому хот-споту мобильника Тимофея Анатольевича. Вот оно как, Михалыч. Оказывается, в 1927-м году Пунта Аренас был официально переименован в Магеллан, но в 1937-м власти передумали и возвратили городу его историческое название. Действительно, хватит с Магеллана и пролива. До крайности неудобный и недружелюбный аэропорт. С минимумом сидячих мест вне кафетерия с официантками, что как-бы ненавязчиво намекает, что ты заранее "должен".

Кроме этого, аэропорт, в котором почти нет публичных розеток и в котором совершенно нечем заняться. Разве что ненадолго выскочить на улицу, пару раз "щёлкнуть" здание снаружи. Погода шепчет, небо обложило из края в край, картинки получаются блёклые. Вопрос с отсутствующими розетками решаем привычно и кардинально. Хорошенько осмотревшись - не подглядывает ли кто - обесточиваем рекламный щит, стремительно включаем в цепь свой удлинитель и сразу же прекращаем "нарушение безобразий", уже располагая бесплатным, не облагаемым притязаниями кафетерия электричеством. Время тянется медленно-медленно. Из доступных развлечений - мобильный Интернет и нехитрая снедь из мини-Supermercado, что напротив "Остала Ринайке"...

На вступлении в "подорожную" фазу путешествия, когда можно полностью расслабиться, отдаваясь без остатка превосходно накатанной колее аэропортовских правил и бортовых требований, можно было поставить последнюю точку. Ну а чего там осталось? Нанести посильный урон VISA-карточке, бездумно слоняясь по дьюти-фри <сало - зачёркнуто> São Paulo. Кстати, имейте в виду, там продаётся дорогущий, но просто обалденный кофе в зёрнах из Коста-Рики. Большую часть восьмичасовой перекантовки в Дохе прекрасно скрасил всё тот же "Видоизмененный Углерод" на языке оригинала, с коротким перерывом на собираемый под чутким руководством клиента мега-сэндвич с "Пепси-Колой" за 15 USD.

Любителям хорошенько "похрустеть" под ячменное, рисовое или скажем, пшеничное, просматривая ролики/полнометражки в 4K и HDR10, советую присмотреться к высочайшего качества фисташкам и кешью, предлагаемых, чтобы мало не показалось, в килограммовой упаковке. Дальние странствия шли своим неспешным чередом, с перерывами на тепловатую снедь, здоровый сон и 180-граммовые фанфурики шираз/аликанте от чилийского производителя "Luis Felipe Edwards". Вот под левым крылом "Эйрбаса" промелькнули бухарестские пригороды Отопень, а там и паспортный контроль аэропорта имени Хенри Коандэ не заставил себя долго упрашивать.

Полный заоблачных идиллий и радужных надежд, что ещё через каких-то полчаса или час уже буду сидеть в заказанной из Пунта-Аренаса маршрутке на Кишинёв (запомните на всякий случай этот факт...), я прямо у ленты транспортёра распутал "контрольный" репшнур на молниеносно полученном багаже. Содрал с рюкзака тканый мешок для строительного мусора из белого пластика и, кое-как свернув, вкривь-вкось сунул под верхний клапан. Пофиг на аккуратность: дома всё равно распаковывать. Отмахал вприпрыжку последние полсотни шагов к гостеприимно распахнутым автоматическим вратам аэровокзала, за которыми шёл снег и <рота красноармейцев - зачёркнуто> ждала гостеприимная Румыния. Вот тут-то меня очень вежливо, я бы даже сказал, вкрадчиво и интимно похлопали по плечу. Настойчиво предложив "пройти".

Трое. По гражданке, в костюмах. Чтобы не поднимать закономерную панику среди мирного населения. Плотные такие, мордастые. Очень коротко стриженые: прямо как в американском кино про армию. Сопротивляться, требовать предъявления документов и немедленного присутствия молдавского консула не стал: людей "при исполнении" видно издалека. С такими проще сразу согласиться, чем выяснять, "а почему, собственно"? Дополнительный досмотр? Подавитесь на здоровье! У меня вот именно для таких эпизодов поверх всех остальных вещей труселя и треккинговые носочки недельной выдержки самым аккуратнейшим и продуманным образом разложены...

Дальше воспоследовало то, что я до сих пор видел только в кино про пойманных с поличным резидентов вероятного противника. Комната 4х6, без окон. Не считая 4-метрового досмотрового стола из нержавейки, размещённого ровно по центру - совершенно пустая. Вдоль одной из диагоналей - две заранее включённых видеокамеры на высоких штативах. Похоже, к встрече со мной готовились заранее. Двое "держиморд" остались снаружи, охранять единственную дверь. Третий, явно начальник караула, отправился по своим делам. Затем в стрёмную комнатёшку очень тихо и незаметно просочился характерный такой типчик средних лет. Тоже в костюме.

По кошачьим повадкам и знакомому по картинам и фото прищуру проводящего первый допрос Феликса Эдмундовича - "оттуда". Да нет, при чём здесь Лубянка. Просто долго и беззаветно трудившегося на ниве более современного аналога королевской "Сигуранцы". Вот он-то и попросил меня (крайне вежливо, по-английски) своими собственными руками разобрать рюкзак и ручную кладь и разложить всё в один слой на досмотровом столе. А что не уместится - типа палатки и спальника - можно прямо на полу. После чего отошёл в сторонку: чтобы камерам поле зрения, значит, не застить. Да, да, рассказывайте мне про соблюдение законов, присутствие двух понятых, разрешение на обыск - я послушаю. Мелькнула мысль переспросить насчёт законности досмотра, но передумал. Сказано же - добровольно. Пока добровольно.

Хитёр и многоопытен дядя... Ой, простите, Домнуле Справедливый Инспектор службы авиационной безопасности. На заранее снаряжённую <растяжку - зачёркнуто> "домашнюю заготовку" не повёлся... Что ж, я прививок не боюсь, если надо - уколюсь. Ну, в смысле, суну нос в газовую камеру и нейтрализую заранее снаряжённые боевыми отравляющими веществами носочки. Их, кстати, самыми первыми на досмотр и передам... Натянув перчатки из синего латекса, "Домнуле Справедливый... и дальше по тексту" обязал подавать ему предмет за предметом с целью ещё более скрупулёзного исследования.

Никогда бы не думал, что искушённого в дознаниях человека может искренне заинтересовать промышленная упаковка кофе, запечатанная в стандартный ламинированный пакет из дьюти-фри. Да-да, тот самый, что со специальной лентой контроля вскрытия и кармашком с квитанцией покупки... Чести "дефлорировать" наружный пакет был удостоен я. "Домнуле Справедливый" настолько пристально и долго ощупывал и обнюхивал внутренний, будто там был не кофе, а сформованный в виде кофейных зёрен ЛСД высшей очистки. Вообще, присутствие на подобных процедурах следует ввести в постоянные практики противостоящей - преступной стороны. Много чему интересному можно научиться... Если абстрагироваться от шанса, что тебе что-нибудь собираются подбросить, "дополнительный досмотр" меня по-своему забавлял.

Ещё более сильную ажитацию персонала вызвали злосчастные упаковки мате. "Справедливый" даже специально обученного "травника" откуда-то извне пригласил. Типа, на просторах Аргентины и Чили имеют место производиться мате с запрещёнными в Евросоюзе ингредиентами. Чёрт, знать бы заранее, что именно искать... Пробовали-пробовали - так и не разобрали, что аборигены в yerba mate находят. Ну, может, кроме прикольных бомбилий и стильных калебасов из тыквы-горлянки (calabaza - по-испански "тыква"). Бурьян-бурьяном этот Ваш мате. (Сами должны понимать, "трава-травой" даже в мыслях не могу себе в досмотровой позволить: а ну как телепат в соседнем помещении эфир "слушает"?)

Ага, ага! Наиболее запрещённый в Мире мате - и прямо в центральном супермаркете Пунта Аренаса?!! Шутить изволите?.. Одну из упаковок "травник" не только дважды прочитал из конца в конец, но попросил вскрыть и долго в неё внюхивался. Ещё меньше я ожидал просьбы раскрутить на отдельные сегменты треккинговые палки, предъявить стойки от палатки, потрясти и расставить штатив, собрать мультитопливную горелку, дать ощупать спальник... Затем попросили всё оставить как есть, а фотоаппарат, объективы, пауэрбанк, горные ботинки и купленные в том же дьютике херес "Pedro Ximénez" с портвейном "Sandeman" своими собственными руками перенести в соседнее помещение, где гудел вентиляторами цветной рентгеновский сканер...

Не знаю, чем уж им остро не угодили стандартные бутылки формата "бордо", опять-таки упакованные в ламинированные "антивандальные" пакеты из дьюти-фри, но запускали их в сканнер строго по одной. И - я такое впервые увидел - вращали каждое полученное изображение по осям в трёх измерениях, прямо как в "3D MAX" или "Maya Pro", пристально всматриваясь в четыре глаза, а нет ли чего запрещённого под пробкой или даже вместо неё! Это ли не подходящий повод сильно себя зауважать? - Столько внимания к скромной, безобидной, пусть даже три недели небритой персоне... Фотоаппарат, объективы, обувь и остальное тоже просвечивали строго по очереди.

Явно отрицательные результаты дознания <навигатора Пиркса - зачёркнуто> и менее настороженное поведение позволили мне немного расслабиться и даже предложить их "главному" продолжить задавать наводящие вопросы по-румынски. Английский тяжеловато у него шёл, а мне "на приём" румынский как-бы почти родной. Раз уж мы перешли с "властями" на более интимное общение, ещё одна вещь нескоро забудется: всё время досмотра "Домнуле справедливый сигуранец" непрерывно задавал неожиданные вопросы. Как тут не вспомнишь знаменитую сцену на поляне в кульминации развязки романа Богомолова "Момент истины", более известного под кинематографическим псевдонимом "В августе 44-го"?

Пс-ст! Гринго, в аэропорт н-нада?

- Чего он долго молчит?.. Спроси сам!.. Спокойнее... Играй!.. Попроще... Фиксируй лицо!.. Так... Никаких вазомоторов, никакой вегетатики... Проверки не боится... Насторожился!.. Что это?.. Ожидает подвоха?.. Странно... Отвечает с задержкой?.. Недоволен?.. Что-то здесь не так... Хорошее у него лицо... Документов достаточно... Улыбку... Доверительней... Фиксируй!.. Так... Покраснел?.. С чего бы?.. Успокой!.. Байку посмешнее... Простачка играй, простачка!.. - Шестнадцатого эта... С артиллерийского склада пропали два ящика взрывчатки. - Есть указание... что вынесли её в вещмешках... А для чего - неизвестно!.. Может, чтобы рыбу глушить, а может - и мост взорвать! - Вот примерно то же самое, но с отчётливым акцентом на содержимое рюкзака и путешествие по Южной Америке.

Вырываю из контекста, что буквально на днях у одного из пассажиров, прилетевших в то же самое время, точно таким же рейсом из Сан Паоло, было обнаружено утопическое количество тяжёлой наркоты. С тех пор все спецслужбы аэропорта на рогах. Вау! Похоже, почти взятый с поличным Бла-ародный Дон за две с лишним недели вольных странствий сделался похож на прожжённого колумбийского наркокурьера, если не на измененного серией пластических операций Пабло Эмилио Эскобара? Как альтернатива - сработал один из стационарных газоанализаторов, самым краем электронной ноздри учуявший, что не только свежим морским воздухом задержанный подозрительный субъект на Центральной площади имени Эрнандо Магеллана глубоко дышал...

Всё вышеописанное время на заваленном "вещдоками" просмотровом столе мычал вибратором заглушенный мобильный телефон, прикасаться к которому прямых указаний не было. Стоит ли говорить, что через час с хвостиком, когда "главный подозреваемый" <был выпущен на волю с чистой совестью - зачёркнуто> наконец гордо вышел в заветную автоматическую дверь, ни о какой ожидающей пропавшего средь бела дня пассажира маршрутке не могло быть и речи. Зато моргала светодиодом целая куча непринятых телефонных звонков из Бухареста, Кишинёва и даже Москвы. Очень, очень популярный международный "наркокурьер" аэропорт "Хенри Коандэ" своим вниманием почтил.

Засада в том, что молдавская карточка VISA, физически находясь в Пунта Аренасе, наотрез отказывалась обслуживаться в аэропорту Бухареста. Поэтому билет на маршрутку Серёга мне заказывал со своей российской карточки, с подтверждением на московский телефон. Соответственно, Серёге же и пришлось выслушивать разъярённые ламентации разыскивающего меня по всему аэропорту водителя, поднимать на ноги кишинёвцев, включая давным-давно добравшегося до дома Тимофея Анатольевича... В общем, всё снова завертелось. К счастью, безнадёжно упущенная маршрутка в этот памятный день была не последней. Что там, выше было насчёт "...это не проблемы, а просто расходы"? Из вышеизложенного можете смело сделать вывод, что вылетев из Пунта Аренаса первым, к дверце родного холодильника я прикоснулся последним.

Кто другой на моём месте сильно бы расстроился и даже потерял на какое-то время либидо к дальним странствиям. Но ведь можно рассматривать затяжное пребывание в воздухе и на Катарской чужбине максимально приближённым к реальности индивидуальным интенсивом по подготовке организма к путешествию, скажем... в Новую Зеландию! Благодарственное письмо с "неопознанным белым порошком" на адрес Правления авиационного холдинга "British Airways" в компенсацию морального и материального ущерба, что ли, мимоходом отправить?.. Хотя смысла то. Как учил мудрый Лао-Цзы, "Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу большой реки, и вскоре ты увидишь..." как мутировавший штамм нового коронавируса "порешает" с "Британскими Авиалиниями" и аэропортом "Хитроу" (всё так же требующих от молдаван транзитной визы...) по полной программе.

P.S. 5,1 миллиардов фунтов убытков за первые девять месяцев 2020-го года - уж не переборщил ли, часом, злопамятный Бла-ародный Дон с посиделками на берегу великой китайской реки?..

КОНЕЦ.