Пунта Аренас (Эпизод 2)

Рано-рано поутру в соседнем апартаменте объявилось целых два гида-самоучки по самым злачным и видовым локациям. - Вернувшись к обеду из "Лос Пингуинос", Оксана с Лёшиком не только изловчились хорошенько поколесить по городу, но и оседлать верхом отлитый в бронзе "Эль Монументо аль Овехеро" (El Monumento al Ovejero - "Памятник Пастуху"), установленный на центральной городской Авениде Булнес. Восемь овец, пара тщедушных собачонок и одна-единственная лошадь?!! Не самое зажиточное пастушество в Патагонии... Румынские коллеги с их сотенным поголовьем и штатными волкодавами формата "до дури агрессивная карпатская овчарка" негодуют вслух. А вот андская непогода и порыв злого ветра в напряжённом наклоне "овехеро" переданы великолепно.

Не желая тратить последнее утро в Чили на праздное безделье, канадская фракция поставила на голосование проработанный до мелочей, сантиметров и секунд "план-ураган". С закрытыми глазами - "ДА!" С открытыми - уж тем более. Первой неожиданностью становится шикарный мирадор, находящийся всего в одном квартале от "Остала Ринайке". Когда передвигаешься исключительно пешком, не всегда очевидно, что Пунта Аренас незаметно и медленно поднимается от Набережной на окружающие холмы. Круто вверх задирается только наш, последний квартал, в самом конце - ещё и по лестницам, уложенным коротким тройным меандром.

Смотровая площадка безымянна: возможно, из-за скромной высоты над уровнем пролива Магеллана до "истинного" мирадора рангом не дотягивает. На фотографиях её называют "Vista al Puerto" - "Вид на Порт". Если судить по самой лестнице, сваренному из мощных труб ограждению и мозаичной композиции "Рукопожатное Содружество Сельк'намских Злых Духов", искусно набранной из разноцветного гравия - вполне себе "мирадорная" заявка на успех. Одного из "злых духов" - судя по останкам, чересчур драчливого Kotaix - отдыхающие почти полностью разобрали на сувениры. Видимо, его расхлябанную боевую стойку осудил в Твиттере великий откусыватель боксёрских ушей всех времён Майк Тайсон.

Все те, кто заявляют "вид на порт", на самом деле лукавят. Примерно на 90% это панорама на исторические кварталы Пунта Аренаса. Сам же порт просматривается примерно от уровня капитанских мостиков океанских кораблей до клотиков их же мачт. Магелланов пролив и Огненная Земля отсюда тоже прекрасно видны. Через ещё три минуты выясняется, что экскурсоводы не только продуманы до самых мелочей, но коварны и своекорыстны. Первоочередной задачей оказалось отнюдь не показать нам самый южный материковый город с высоты парения обожравшегося жирной килькой <shaga-shaga - зачёркнуто> баклана, но правдами и неправдами завлечь на утренний кофе с "пижоренкой" в элитное заведение "Café Sarmiento" через дорогу.

<Фигвам - зачёркнуто> Как говорили в деревеньке Простоквашино, "индейская национальная народная изба" Вам, а не изобилующие "ужасными" бисквитами и углеводами "Побеги Виноградной Лозы"! Мы настолько стойкие и бескомпромиссные, что только держись. Особенно, когда на часах без четверти девять утра, а вьющееся усиками "Сармьенто" открывается для посетителей после одиннадцати. Кстати, насчёт безымянности мирадора я малёха погорячился. Карты это скрывают, но прямо "на местности" установлен стандартный коричневый указатель "Mirador Cerro de la Cruz".

Декоративное ограждение вокруг площадки - главный Пунта Аренасский очаг признаний в нерушимой любви. Классика: от китайских замочков эконом-класса из порошкового металла до кованых, изобилующих заклёпками полукилограммовых монстров, тайно умыкнутых с бабушкиного фамильного сундука, если не кладбищенского семейного склепа. Но со склепами я немного забегаю вперёд. В общем, если заранее озаботиться покупкой промышленного болтореза и проявить себя хватким переговорщиком при сдаче на цветмет латунных замочков, на "хабар" бывших/действительных влюблённых смело получится погостить недельку в "Hosteria Las Torres". Или, например, с нулевыми затратами обойти против часовой стрелки "W-трек".

О том, что всем гостям Пунта Аренаса следует обращать особое внимание на хаотично запаркованные по городу раритеты автопрома, напомнит поршень от двигателя, наглухо приваренный к декоративному ограждению "мирадора". Любителям подержанных (и битых...) автомобилей "Песчаную Точку" также от души рекомендую: от горбатых <"Запорожцев" - зачёркнуто> "Фольксвагенов" - "жуков" из 60-70x и далее, по всему мыслимому и немыслимому спектру легковых. Даже я, на весь мозг пешеходный и не отличающий на ощупь фактуру педалей газа и тормоза, поневоле засматриваюсь.

В хорошую погоду мирадор "Серро де ла Круз" - настоящий рай для крупных планов крыш, каминных труб, мансард, уголков отдыха, уставленных живыми цветами и застеклённых оранжерей. Да и вне контекста черепицы и экзотической растительности полюбоваться есть на что. От корабликов в море до незаметных снизу скверов и исторических построек. Так же не помешает отметить на maps.me полуразрушенный пирс, у которого, похоже, "чалятся" старинные парусники. Что там и как, издали, естественно, не рассмотреть. Но скорректировать планы в нужную сторону позволяет...

Кто там ляпнул, что северные города "характерны строгостью форм и цвета"? Пунта Аренас "южным" назвать можно только географически, а уж "тёплым" - точно нет, зато разноцветностью крыш и "финишей" он и Кишинёв, и Тбилиси, и Стамбул влёгкую за пояс заткнёт! Самые рядовые ржавые жестяные крыши - и те офигенны. Чувствую, как даже без навешивания замочков влюбляюсь в город. Кстати, в городе достаточно много построек с печным отоплением. Уголёк-то, вестимо, контрабандный, прямыми поставками из Рио Турбио. Незаметно прорубаешь штрек в направлении чилийской границы и дальше, роешь посередь какой-нибудь приграничной хибары колодец, вот тебе и прибыльный бизнес...

Не встретишь в центре Кишинёва и пышных кустов опиумного мака (не ради наркомании окаянной, но дрожжевых пирожков для). А вот в Пунта Аренасе - пожалуйста. Хоть весь газон перед домом из края в край засади. Вообще здесь впечатляющее количество декоративной зелени во внутренних двориках. Волей-неволей делаю отсылки к безмятежному городку Брессаноне в Южном Тироле, но северной Италии. Там точно такое же безумное количество цветущих растений на подоконниках практикуется. Не менее выразительны <аспарагусы-переростки - зачёркнуто> южноамериканские кипарисы, коим здесь придают самые неожиданные формы: кубы, сферы, полусферы, усечённые конусы, цилиндры...

Некоторые садовники предпочитают поддерживать подшефные растения в тшательно "подстриженном" состоянии. Те, что поленивей - наоборот, дают возможность хорошенько обрасти, результат ещё прикольнее. Идешь - а впереди высится плотный цилиндр или куб, как будто дымящийся по всей поверхности от молодых, более ярких веточек. "Доставляет" также и эндемичная растительность. Водится в Патагонии одно растение, издали похожее на не слишком пушистую ель-переростка. У которого все ветки задорно - чтоб не сказать эротично - вверх топорщатся (ну, знаете, в форме спелого банана, недвусмысленно-так топорщатся).

Подходишь ближе - а на ветвях не плотно уложенные зелёные иголки, но треугольные чешуйки с заострёнными кончиками. Глянцевые, упругие, очень-очень тесно друг к другу прижатые. Сегодня броненосца-панголина, что "чешуёй" на сосновую шишку похож, весь Мир прекрасно знает. Типа, он и есть главное промежуточное звено по передаче коронавируса нового типа человеку. Так вот, каждое дерево - высокое, метров десять верных - сплошные хвосты панголина. Цветы у него - по виду почти как у нашего репейника, но не колючие. И размером в четыре-шесть кулаков.

Совершенно чумовое, визуально - вполне себе инопланетное растение. Не нужно специально штудировать ботанику, чтобы на глаз определить: очень древнее, если не первобытное. Из пост-походных исследований: загадочное "вечнозелёное хвойное" - чилийская араукария (Araucaria araucana). Интересно, что чилийцы никогда в жизни не слышали и не видели треугольно-чешуйчатых хвостов панголинов. Зато прекрасно ознакомлены с неописанными современной наукой приматами, у которых... треугольно-чешуйчатые хвосты. Поэтому озаглавили эндемичную араукарию "обезьяньим деревом".

...Удивляюсь только, что дело закончилось всего лишь безобидными высшими приматами, а не, например, много более подходящими по фактуре хвостов шипохвостыми агамами или теми же игуанами. Примерно представляя себе типовую концентрацию дельта-9-тетрагидроканнабинола в сквере у мэрии на Главной площади Пунта Аренаса, то, что игуаны водятся исключительно в северной Африке и на ближнем/среднем Востоке - вообще никакая не проблема. Законопослушно "пыхнул" разок-другой-третий, и - полетел. Что к шипохвостым агамам - в Пакистан, что к зелёным или чёрным игуанам - в Мексику (это ближе и по логистике удобнее).

Нагулялся по пустыне Сонора, на агам/игуан насмотрелся, ностальгией по чилийской араукарии воспылал, "обратный билет" прямо у уличного дилера приобрёл... Нюхнул глубже - а зелёные шипохвостые макаки отовсюду ка-ак навалятся! Как пры-ыгнут! Теперь можно и бреющим полётом на Родину: ни в чём неповинную араукарию "обезьяньим деревом" обзывать... Но это я так, мимо мэрии туда-сюда прогулявшись, размечтался-расчувствовался. Указал нам Лёшик ещё на одну креативную коммерческую замануху неподалёку от "Серро де ла Круз": высокие деревянные столбы (примерно как электрические до эпохи железобетона), пестреющие указателями с километражем до различных локаций Планеты.

...Или не прямо "локаций", а просто с произвольным авторским текстом. Например, "Дзяржаўны сцяг Рэспублікі Беларусь" с пояснительной надписью "Анна, Любовь Моя, Жизнь Моя". "Sevastopol, 14570km" тоже, между прочим, на столбе присутствует. Но до самурайского острова Хоккайдо оказалось ближе - всего 12456km. Для алчущих "добавить в обойму" Кишинёв, или, например, Торонто - адрес и телефон местной рекламной конторы. Знать заранее - прихватил бы с собой "домашнюю заготовку". Умудрённые опытом молдавские джентльмены предпочитают свои <горячечные ереси - зачёркнуто> сакральные откровения на чужих площадях по ночам бесплатно приколачивать.

Часики в спутниковом коммуникаторе "Garmin" тем временем тикают, расставание всё ближе. "Цигель-цигель, ай-лю-лю" - когда получится, по Лёшиному плану нам надо успеть съездить в частный "Museo Nao Victoria". Иногда самодеятельные энтузиасты умудряются отчебучить такое, что даже правительство страны тихо офигевает: "А что, разве так можно было"?.. Недурственное такое хобби: строить полноразмерные копии всемирно известных бортов. Осталось отправить депутатский запрос в "Центр по Борьбе с Коррупцией" - чтобы провентилировали, откуда и по каким накладным дорогой товарищ судомоделист получил кубометры ценного "пиломатериала". Шутка, навеянная предвыборными традициями зашкваренного молдавского Парламента.

Частный статус заветной "инсталляции" подчёркивается фактом отсутствия какого-либо паркинга. Будь добр, отыщи место сам (на национальной трассе без заездных карманов); презирая правила ПДД, перебеги через оживлённую "Рута Нуеве"; потом прошлепай ещё четыреста с лишним метров до не слишком заметной билетной кассы вдоль полузаброшенных промышленных задворков (Указатели? Нет, не слышали!), имея по другую руку мутную речку-вонючку. Затем жди кассира, без объяснения причин отлучившегося на неоговоренное время в неизвестном направлении... Вообще, к этому моменту все мои мысли были заняты совершенно другим. Может, именно поэтому тут столько яда и неприкрытого сарказма.

Главной жемчужиной достаточно раскрученного в сети Музея под открытым небом предполагается <вооружённое купеческое судно - зачёркнуто> галеон "Виктория". "Nao" - это, собственно, тип корабля - "галеон". Формально, по-английски - "каррак" (carrack). Это cамая знаменитая (и единственная вернувшаяся...) участница первой кругосветной экспедиции господина Магеллана. Чтобы не возникло разночтений "галеон" и вдруг "она" - корабли, согласно старинной традиции Британского Королевского Флота, сплошь существа женского пола. Вне зависимости от имени и порта приписки.

Я Вам больше скажу. Если глубже копнуть в родной язык - португальский - известный мореплаватель ни на единую секунду не "Эрнандо". И уж тем более, не "Магеллан". Fernão de Magalhães правильно читается как "Фирняо Мэгелейш". Вот и живите теперь с этим. Те, кто огульно пытаются выставить Викторию "каравеллой", тоже не совсем в теме. Каравелла - более маломерный тип парусных судов. Каравеллы придавались к "фельдмаршалам" нао/карракам в качестве <расходного материала - зачёркнуто> <бонуса - зачёркнуто>, если можно так выразиться, "флигель-адъютантов"...

Положа руку на сердце, углядев среди техногенных построек эту уже не утлую, но определённо жалкую скорлупку, я бы и "каравеллой" её называть в обществе приличных людей поостерегся. В особенности - на контрасте с ещё парящим перед мысленным взором величавым "Амбассадором". Самое первое и презабавное впечатление о леди "Нао Виктория" - слово в слово цитата из незаслуженно малоизвестной комедийной французской мелодрамы "Моник". Как современной среднестатистической француженке реагировать на американскую секс-куклу мужа её лучшей подруги? Если кукла "из лучшего в мире силикона", с металлическим скелетом, 34х22х35 (естественно, в дюймах) и стоит семь тысяч долларов с доставкой в Европу, наиболее адекватной реакцией станет: - "О БОЖЕ, ЗАЧЕМ ТЫ ЕЁ ТАК СИЛЬНО НАДУЛ"???!!!

Вот примерно то же самое подумал и я, познакомившись поближе с "Нао Виктория". Но только не в плане выплёскивающейся через край сексапильности, а впечатляющих радиусов изгибов корпуса. Флагман капитана Мэгелейша пузат, как хорошенько вызревший на Солнце херсонский арбуз и точно так же лихо скруглён вдоль киля. Не представляю, сколько свинцовых чушек балласта приходилось накидывать в трюм, чтобы чадо средневекового кораблестроения перестало раскачиваться на волнах, как <известная органика в проруби - зачёркнуто> воздушный шарик... Пару десятков ступенек - и мы на борту.

Шок - ничего не сказать. "Мануалы" клятвенно утверждают, что в оригинале "Нао Виктория" в среднем была 23 метра (от 18-и до 28-и, поди-ка, теперь проверь). Хозяин модели - что его "нетленка" выполнена в масштабе 1:1. Моя собственная проприоцепция отчаянно сопротивляется заявленным цифрам, зато полностью согласна с классиком отечественной режиссуры: "Не верю!" Хотя... Дьявол с Катаиксом его знают. Может, во Вселенной судоходства Фирняо Мэгелейша работают те же самые Законы, что и во Вселенной "Мифов" Роберта Асприна, где резиденции волшебников на королевской службе "внутри намного больше, чем снаружи"?

Тесно. Нереально тесно. Фатально тесно. Все окружающие лестницы, палубные люки и ванты рассчитаны самый максимум на 2/3 Бла-ародного Дона. Да что там Бла-ародный Дон, вышеупомянутая кукла, спускаясь по приказу капитана в трюм за квашеной капустой и солониной, свои пышные бёдра без вариантов бы ободрала! Каюты и пушечные палубы, даже если быть воинственным оптимистом, "заточены" под рост 160 см. По мере прочтения табличек и обживания на палубе корабля накатывает понимание, что в принципе всё закономерно и нормально. Именно такого роста были взрослые европейцы в XV-XVI веках.

...По той же причине шлемы и кирасы конкистадоров кажутся нам детскими, а бравый господин Мэгелейш со своей отчаянной командой умилялись от 180-сантиметровых теуельчей и по возвращению на Родину не уставали плести байки о встреченных за Великим океаном гигантах... Многие верили. Скитаясь по главной палубе, всё время опасливо пригибаюсь и с каждой прожитой секундой вижу себя всё более и более аутентичным теуэльчем. Когда же экскурсовод "конкурирующей" группы указывает своим подопечным на капитанский гальюн, каким-то чудом втиснутый в неприметную клетушку правого борта, чувство превосходства над господином Мэгелейшем взлетает выше серебристых облаков. Прокрустов сортир в вагончике-трейлере Эль Чалтена был шикарнейших, да чего уж там, императорских габаритов! Радикальная переоценка бытовых ценностей налицо...

Попытка проникновения в трюм "Нао Виктория" отдельно взятого "теуэльча" с фотосумкой на груди породила множество подавленных улыбок. А так же мысленного цитирования культовых диалогов из Винни Пуха: - Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери. - Нет, всё потому, что кто-то слишком много ест!.. Предложи мне успевший спуститься раньше Лёшик или Оксана схрумкать наливное яблочко в чреве "Нао Виктории", боюсь, на рейс им пришлось бы здорово опоздать. Вряд ли "моделист-конструктор" так запросто согласился бы вскрыть палубу, чтобы моих друзей из "модели средневекового узилища" до окончания регистрации освободить.

Клаустрофобией особенно не страдаю, но, честное слово, пожалел команду, вынужденную коротать дни и ночи в этом убогом сараюшке без окон и дверей (люк в потолке не в счёт). Если учесть, что где-то здесь жили ещё и животные, так сказать, "запасы ходового мяса" - ну его нафиг во веки веков! Я где-то на вторую неделю плавания застрелился бы, воспользовавшись одной из десяти корабельных кулеврин. А квартирмейстер, буде эта должность во времена Мэгелейша уже была в штатном расписании, мне ещё и посодействовать мог: какому снабженцу понравится стремительное убывание продовольственных фондов.

Но самый главный сюрприз поджидал нас на высокой носовой надстройке (для мореманов и гурманов - "на баке"), у задорно вздёрнутого к облакам бушприта. Корпус реплики корабля покоится не только на киле, но и двух рядах длинных деревянных полозьев. Кроме того, согласно антивандальной парадигме Хайма из Сары из одесского анекдота, борта на всякой случай "подпёрты" по всему периметру чёртовой дюжиной толстенных деревянных "дрючков". Иначе "Заходите, кто хочет, берите что хотите!" (с).

Крепкий патагонский бриз с пролива задувает так, что раскачивает не только тебя, но и стационарно закреплённый на земле корабль. И вот, красуемся мы с Серёгой "на баке". Практически как Джек "Ди Каприо" Доусон и Роуз "Уинслет" Бьюкейтер на носу обречённого Титаника, только ещё не успевшие принять <одобренной лично Понтием Пилатом - зачёркнуто> крестообразно-канонической позы. Вцепившись руками во что попало. "Распахнувшись" на манер морской звезды прямо над основанием бушприта. Причём той морской звезды, которую прямо сейчас пытается выудить из укрытия оголодавший альбатрос.

Ноги шире плеч, балансируешь в попытках удержать равновесие, и упор не понимаешь, что ты здесь делаешь. Такелаж и кое-как сколоченные гвоздями надстройки хрустят-скрипят-визжат и трутся, прямо как ошалевшие весенние кролики на случке. Как, как на настолько щуплом и скрипучем "дредноуте" от слова "ужас-ужас" вообще можно согласиться выйти в море?!! Не говорю уж об открытой Атлантике или ещё более суровом Тихом океане... Эрнандо Мэгелейш & Сотоварищи реально безбашенными на свет уродились. Правда, мировая история умалчивает, сколько декалитров выдержанного портвейна было загружено в трюм в исходной точке - испанском порту Санлукар-де-Баррамеда (Sanlúcar de Barrameda).

Это ведь самый проверенный веками метод не растерять храбрость и отвагу в давльней дороге... Реплика из-за правого плеча: подглядывающий на экран Тимофей Анатольевич в мои <алкогольные измышлизмы - зачёркнуто> вольные экстраполяции верить категорически отказывается. Он убеждён, что весь наличный портвейн был востребован экипажем задолго до достижения бухты Святой Люции (ныне это залив Рио де Жанейро). С другой стороны, мотыляясь из стороны в сторону над бушпритоом, начинаешь постепенно догадываться, чем именно в случае острой необходимости компенсировалась стремительная убыль алкоголя (читайте - балласта) в трюмах эскадры.

...Приметив ухудшение остойчивости и опасное смещение центра тяжести, приказываешь всей команде одновременно подняться на палубу во время лютого шторма. А наиболее отчаянных головорезов отправляешь нести бессменную вахту на баке. Персонал в течение каких-то пятнадцати-двадцати минут "откладывает" нужное количество "кирпичей" - вот Вам и готовый балласт... Сарказм. Судя по чужим фотографиям, нам повезло исследовать "Нао Викторию" в аномальное утро. В нормальном режиме на палубе не протолкнуться, да и на ступеньках очередь. Может, на нашей троице всё ещё лежали чары безлюдного до слёз Пали Айке?..

Как бы ни было, иные охотники за впечатлениями начали подтягиваться в Музей только к нашей миграции на новенькую, с иголочки, реплику "Корабля Его Величества Бигль" (Her Majesty Ship "Beagle"). Наиболее чумовой ракурс на "Нао Викторию" оказался с кормы. Точнее, если не полениться опасть в коленно-локтевую позицию, чтобы камера оказалась на уровне земли. И перо руля, что в реале выше человеческого роста; и массивная кормовая надстройка, нависающая над головой сторожевой башней (по морскому канону - "ют", но много интереснее нидерландско-голландский первоисточник - "hut", что так и хочется перевести на английский манер - "хижина", но следует переводить - "салон")...

Не менее хороши те самые "дрючки", что в нижнем ракурсе теряют связь с ветром и выглядят, как изготовившиеся взбить морскую пену длинномерные вёсла. Братцы, а какой <полярный лисёнок - зачёркнуто> пушистый заяц в тени выпуклого, как коньячный баррик, правого борта прохлаждается!.. Успокойся, Алиса, расслабься Нео. Не белый и путеводный в Страну Чудес или Матрицу, а серый, незаметный. Но - упитанный. Не исключаю также, одновременно кошерный и халяльный. Первый, между прочим, исконно-патагонский заяц в нашей завершающейся экспедиции!

Теперь знаю, как правильно отвечать на вопрос, водятся ли в Патагонии зайцы. Обязательно водятся: в морских музеях, аккурат под карраком Фирняо Мэгелейша... Теперь ненадолго отвлечёмся от поделок "исторических реконструкторов" от кораблестроения и займёмся пусканием слюней по выбросившемуся на мелководье "Magallanes III", порт приписки - Вальпараисо. Рыболовецкий, похоже, траулер. Безбожно ржавый, без иллюминаторов, тяжёлый, как невесть что. Столько бесхозного металла в одном месте бережливая молдавская душа воспринимать отказывается наотрез. Но разлёгся, паскудник, далеко за пределами "корабельного музея". Cигать через заборы на суверенные территории за день до отлёта по понятным причинам не очень хочется...

Интересно, что наш аргентинский знакомец Серро Фитц Рой был назван в честь вице-адмирала Роберта Фитц Роя, капитана того самого "HMS Beagle", чья точная реплика уже вовсю похрустывает палубой под ногами. К концу XVIII века мужское население Великобритании уже успело изрядно прибавить в росте, поэтому цитаты чересчур умных (и вежливых) Кроликов мы заранее отметём с негодованием. "Теуэлче с фотоаппаратом" везде помещался, нигде не застревал, не был, не состоял и не привлекался. Не в пример более современный, изящный и продуманный (в смысле обеспечения минимальных удобств) трёхмачтовый кораблик.

Что приятно, "Бигль" ещё не успели ошкурить до блеска и жёстко залакировать, как это было проделано с "Викторией". Поэтому всё вокруг благоухает только что обработанным смолистым деревом. Просто праздник какой-то! Когда настолько мощная ароматика в каютах и трюмах забесплатно, никакой "травы" не нужно. Скрутил по быстрому шавасану на <нарах - зачёркнуто> любой доступной койке - тут тебе и приход трансцендентный. С другой стороны, явно выстроенный наспех "Бигль" лишён всех тех очаровательных мелочей и деталей, что превращают "деревянную модель" в настоящий музей. Очевидно, окрылённый успехом "Виктории" судомоделист-любитель, несмотря на неискоренимую тягу к масштабу 1:1, убедил себя, что "пипл и так схавает".

Посему, на десятипушечном бриг-шлюпе класса "Чероки" слишком надолго не задерживаемся. Отметим только, что корабль был действительно назван в честь английской породы собак, что не могло не вдохновлять путешествовавшего на нём молодого натуралиста Чарлза Дарвина. Догадывайся Cэр Чарлз заранее, что "Премию Дарвина" будут вручать отнюдь не за дальнейшее развитие эволюционной теории, а сами знаете за что, мог бы от путешествия на "Бигле" и откреститься. Модель ещё одного двухмачтового кораблика - шхуны "Анкуд" (Ancud) - представляет интерес, в первую очередь, для самих чилийцев. Так сказать, один из столпов осознания себя как крутой нации.

Именно "Анкуд" был когда-то снаряжён Чили, чтобы заявить о суверенитете над проливом Магеллана. Почему этот вызывающий артефакт до сих пор не сожгли спецслужбы Аргентины, лично для меня остаётся загадкой. Между прочим, замечательный памятник на набережной Пунта Аренаса - с трубящими в раковины сиренами, бравыми вояками, поселенцами и домашним скотом - всё о том же "Анкуде". - У больших и сильных в военном плане держав частенько возникает тяга к заявлениям о суверенитете. Даже если разговор ведётся об исконных землях соседней страны...

На десерт надолго залипаем у первейшего по мощи эмоционального воздействия экспоната: реплики спасательной шлюпки "Джеймс Кэйрд" (James Caird). Раньше я вообще не очень глубоко вникал во все тонкости и перипетия полевых исследований Антарктики за её общей удалённостью от Европы и воистину драконовскими ценами на перелёт. Поэтому рискну черкнуть резюме, пожалуй, наиболее жизнеутверждающего (и граничащего с безрассудностью) из всех когда-либо состоявшихся морских путешествий. Потерпите? До финишной ленточки уже всего ничего осталось.

Только <по-настоящему отмороженный на оба полушария - зачёркнуто> крайне ответственный и бесконечно уверенный в собственных возможностях человек мог бы решиться отправиться ранней весной в плаванье по "неистовым пятидесятым" на 7-метровой китобойной (по совместительству - ещё и спасательной) шлюпке. С другой стороны, когда твой парусник "Эндьюранс" (Endurance) ещё восемь месяцев назад был раздавлен льдами и затонул где-то у берегов Антарктиды, альтернатив остаться в живых не так, чтобы чересчур много.

Оставив 28 попутчиков второй год зимовать на льдине, начальник экспедиции Сэр Эрнест Генри Шеклтон (Ernest Henry Shackleton) уговорил пятерых таких же "ответственных на оба полушария": капитана "Эндьюранс", боцмана, плотника, матроса и опытного полярника, после чего озадачился переоборудованием китобойной шлюпки под плаванье в открытом океане. В технические детали углубляться не стану, из "стратегического" - по мнению некоторых историков, плотник и боцман были ангажированы как наиболее сильные физически для подавления возможного мятежа. Вот насколько предусмотрительным Сэр Начальник экспедиции оказался.

Кроме использования лыж для строительства палубы и фрагмента мачты "Эндьюранс" в качестве продольной подпалубной балки от носа до кормы шлюпки, нетривиальным оказался способ герметизации шлюпки. Никогда бы не подумал, что свежая кровь тюленей в совокупности с масляной краской и фитилями керосинок - лучший герметик для плаванья в Южных широтах... О перипетиях эскапады, буде станет интересно, почитаете сами. Главное - что на 16-й день плаванья все шестеро благополучно высадились на острове Южная Георгия (South Georgia). Это уже третья практически официальная "Грузия" на Планете, о которой я узнал.

Точка причаливания находилась на расстоянии более 1300 километров по прямой от места отплытия на острове Слоновьем (Elephant Island). Сколько километров носило шлюпку по океану на самом деле - знает только Атлантика. После чего "Гражданин Начальник", капитан и полярник выполнили 36-часовой марш-бросок через горы, ледники и водопады до китобойной станции на противоположном краю острова. Это ещё 32 километра по прямой, часть из которых - при свете Луны. Через три месяца были спасены ВСЕ ДО ОДНОГО оставшиеся на зимовку члены команды...

Как обычно случается, по-настоящему достойный финал антарктической драмы затерялся на фоне Первой мировой войны. Всего через пять лет, не закончив подготовки к новой экспедиции в Антарктиду (беспокойному Сэру первого намёка Небес явно оказалось недостаточно...) Эрнест Генри Шеклтон скончался от сердечного приступа. Такие дела... Но пойдём дальше, в сторону залива и иных корабликов. Чтобы окончательно удивиться и в значительной степени пересмотреть пренебрежение к нашумевшим в Молдове столпам румынской спелеологии, обнаружил знакомую фамилию на разноцветном, но уже успевшем порядком выгореть щите, посвященном наиболее известным исследователям Антарктики.

Да-да, именно на домнула Эмила Раковицэ обратил моё внимание остроглазый Тимофей Анатольевич. Причём в одном из самых первых и почётных рядов... Если что, с некоторых пор я совсем даже не против "Унири" с западными соседями (уж чересчур соотечественное ворьё, понаехавшее из близлежащих деревень и зубами прогрызшее себе норы во власть, надоело). Тем не менее, продолжаю считать, что переименование романтичной пещеры "Золушка" в утилитарную "Эмил Раковицэ" не более чем оголтелый популизм не самого умного и удачного правительства Молдовы образца 1991 года.

Одно радует: во всех международных кадастрах наша северная красавица остаётся именно "Золушкой", да пошлют ей Будда, Аллах и Заратустра ещё больше интересных залов, озёр, ходов, колодцев и шкуродёров. За исследования же, собственно, Антарктиды и европейских пещер многоуважаемому и разноплановому по интересам Эмилу Раковицэ нетленная память, народный почёт, респект, уважуха, пионерский привет и прочие возможные и невозможные международные "бесты и регардзы". А так же Skål, prosit, santé, salud, cin cin, şerefe, noroc - можете дополнить сами по необходимости.

Уже перешагнув за порог Museo, на выходе оглянулся, чтобы увидеть, как полуденное Солнце ослепительной звёздочкой льнёт к верхушке мачты "Виктории". Ну, хорошо, уговорили, не "верхушке", а к клотику, пусть этот раритет у современных судов и давным-давно выродился из деревянного или металлического шарика в сигнальный фонарь. Вообще, не о сигнальных фонарях сейчас разговор, а гармоничной и идеально симметричной капле сияющего янтарём наборного дерева - именно ей выглядит корпус единственного вернувшегося из первой кругосветки корабля Магеллана анфас.

Пока я ковыряюсь-разбираюсь со звёздочками-лучиками и драконовским диапазоном яркости грядущей картинки, Серёга развлекает Лёшика вхождением в образ испанского конкистадора времен раннего Ренессанса. Водрузил на уши <средневековую каску - с негодованием вымарано новоиспечённым конкистадором> кованый морион с широченными полями и высоким, похожим на хорошенько откормленного слизняка гребнем; вдогон экипировался парой кремнёвых пистолетов с настолько широкими раструбами стволов, словно стрелять из них планировалось мелкой дробью и по очень значительным площадям. Хоть завтра наёмником на "Нао Викторию" записывайся.

...Только заметную издали цифрозеркалку прикопать в песочке нужно успеть: не ровен час, Святая Инквизиция возведёт на костёр как пойманного с поличным киберпансковского "ведьмака". Не меньшее уважение внушает массивность и монолитность рукоятей облюбованного Лёшиком "огнестрела". Волей-неволей вспоминается "Большой Куш" и Борис Бритва: "Тяжесть - это хорошо. Тяжесть - это надёжно. Даже если не выстрелит, таким всегда можно врезать по башке!.." Неожиданно для себя самого представляю на месте "двуствольного" Серёги популярный ЗРПК "Тунгуска", охотящийся за воздушными шарами, например, в Каппадокии. Круглым - как излучающая антенна радиолокатора - морионом, похоже, навеяло...

Алексей же, как натура артистичная, утончённая и не расположенная одним выстрелом уничтожить всех и вся в "конусе поражения" 90 градусов, предпочитает оружие интеллигентное, можно даже рискнуть, "высокоточное". А именно - дагу: длинный и тонкий испанский кинжал для левой руки с украшенной чеканкой гардой в форме изогнутого полукругом ажурного треугольника. Заметное оружие. В сериалах про средневековую Испанию нередкий гость. Но что-то мне подсказывает, что "врезать по башке" кремнёвым пистолетом, что в случае истощения боезапаса наверняка планирует Серёга, в отдельных случаях может оказаться эффективней...

Дальше всё резко скомкалось, ускорилось и завертелось неспособной взлететь новогодней петардой. В последний раз загрузившись в "Форд" всей командой, отправились "сдаваться" в офис "Sky Airline". Напоминаю, что буква "k" на логотипе компании пишется зеркально по вертикали. Это я, скорее, для себя пометку сделал: чтобы не забыть, с какими поставщиками услуг впредь лучше не связываться. Летайте проверенным "LATAM" - нервы здоровее будут. И карманы полнее. Карты пообещали офис на одном из этажей необъятного супермаркета "Mall Espacio Urbano", возведённого у самых северо-западных окраин Пунта Аренаса.

Подрулить с нужной стороны с первого захода не сложилось: пришлось немного потыкаться по щупальцам и тупикам компаунда престижных особняков. У осьминогов, что-ли, ландшафтные дизайнеры концепт асфальтовых коммуникаций подсмотрели... На очень оживлённом перекрёстке у "Городского Пространства" мы распрощались с Оксаной и Лёшиком, даже не представляя, где и когда повезёт пересечься вновь. Забегая вперёд - повезёт! Даже чуть меньше, чем через год. Что характерно - снова в очень сильно обледенелой стране, и не на 50-х широтах, а в 60-х. Только северного полушария. В общем, "Шерлок Холмс так и не бросил курить, а вот доктор Ватсон без <ледников и вулканов - зачёркнуто> трубки уже не мог".

В "Молл Эспачио Урбано" мне и "разъяснили для невежд...", что если ты почему-то не успел (или, как вариант, не был допущен по произвольной причине) хотя бы на один из сегментов перелёта, продавшая билеты авиакомпания - "British Airways" в моём конкретном случае - без оглядок, консультаций и разбирательств аннулирует ВСЕ билеты в ОБА конца. Точка, приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Какие-то деньги - если условия приобретения билетов это позволяют - Вам, конечно, вернут. Но - потом. А сейчас (вернее, в самый первый день по прилёту в Чили…) нужно было, не мешкая, докупать все недостающие обратные билеты.

Сюрпрайз, сюрпрайз! Только я один в курсе, какой после этой потрясающей - в самом буквальном смысле - новости оказался пульс, давление и адреналин. "Жизненные показатели" держались на том же - если не ещё более критическом - уровне добрых минут двадцать. Всё время, пока три девицы-красавицы, втихаря прикидывая, понадобится Скорая или Нацгвардия (идея немножко побуянить у меня тоже мелькнула, да), в шесть ловких рук пытались выпросить у всемогущего "Amadeus" хоть какие-нибудь не заполненные под завязку рейсы из Пунта Аренаса до Сантьяго де Чили. Да-да, билеты по нереально популярному направлению. Не более чем за 24 часа до вылета. Жесть.

...Когда одна из жриц глобальной системы бронирования внезапно воскликнула "YES!", 170 USD в одну сторону показались мне единственной молекулой воды в море проблем (это при более-менее стандартных 120 USD за перелёт в оба конца). И вообще. Как учат неразумных гоев просвещённые жители Земли Обетованной - подозреваю, именно из Молдовы туда вовремя слинявшие - "это не проблемы, а расходы". Томительное ожидание завершения транзакции. Бип-бип! Платёж принят. Оптимистичный шелест бланков в лазерном принтере. Сияющие улыбки. Тройная перепроверка даты и времени вылета. Ажур! Куролесим.

Только теперь замечаю, что на каждом уровне "Эспачио Урбано" установлена минимум одна наряженная ёлка, а почти все продавцы щеголяют в красных или синих Дед-Морозовских колпаках. На календаре - 24 ноября. За окном - сияющее Солнце, зелень, самая весенняя весна. Но у законопослушных чилийцев по графику Новый Год. Чтобы как-то отметить и расслабиться, заказываем в кафе гигантские порции мороженого в вафельных рожках. Бенефициар - в смысле, я - полирую замороженные быстрые углеводы горьковатым пивом "Austral". Ещё как сочетается! Это просто праздник, как сочетается! Ещё и второе в ненасытный "танкер" залью! Жизнь стремительно налаживается.

В глазах перестаёт плескаться адреналин, густо замешанный на чёрной желчи. Можно возвращаться мыслями и телом в цивилизацию. В первый раз за две с лишним недели двигаемся куда-либо не спеша. Мимо аккуратных двухэтажных особняков и красочных панорамных муралов; растрёпанных, как многодетные домохозяйки, телеграфных столбов и проржавевших почти насквозь спутниковых тарелок. По-настоящему пьянит свобода и детерминированное (наконец-то!) светлое будущее. Серёга видит себя "Хенералем-Либертадором", <принимающим парад Победы у городского собора Сантьяго де Чили - зачёркнуто> отдавая честь на фоне запрещающего дорожного знака "PARADA".

Заезжим молдаванам абсолютно никакого дела до того, что "PARADA" - по-испански "СТОП!" Для молдаван любая "PARADA" - "ПАРАД". Просто женского рода. То есть, Серёге самое время отдавать честь. Двойной "Austral" - он такой "Austral". Никуда не сворачивая, маршируем под горку, пока не упираемся в холодные воды "Estrecho" имени Мэгелейша. "На небе только и разговоров, что о море и о закате...", но даже без красивого заката у моря ништяк. Ведь кроме насыпного и частично забетонированного пляжа, который быстро надоедает из-за полного отсутствия "морепродуктов" и ржавых труб самого подозрительного вида - уж не фекалии ли местные производители в "Эстречо" сливают украдкой? - существует ещё и Набережная.

За пустынное, как после ядерной войны, побережье обидно вдвойне. Ведь я прекрасно помню "Токийский Залив" в интерпретации классика: "Огромное пространство вонючей мутной воды, холодной и склизкой на ощупь, возможно, чуть более светлой и чистой подальше от берега. Подобно Времени, вода то извлекает из небытия самые разные предметы, то вновь прячет их обратно. Каждый день волны что-нибудь да выбрасывают на берег. Что ни назови, рано или поздно вода обязательно вынесет это на песок: мертвеца, раковины - белые, как алебастр, розовые или желтые, как тыковки, они зловеще завиваются в страшный с виду рог, который, однако, так же безобиден, как рог единорога; бутылку, иногда - с запиской, которую чаще всего уже нельзя прочесть; человеческий зародыш; кусок отполированного дерева с дыркой от гвоздя - возможно, частицу того самого Святого Креста; белую гальку, темную гальку, дохлую рыбу, пустые рыбачьи лодки, обрывки веревок, кораллы, водоросли - словом, "не счесть жемчужин..." и так далее. Если вы оставляете предмет в покое, то вскоре море забирает его обратно. Таковы правила игры"

...Напророченных талантом Роджера Желязны "использованных презервативов - полупрозрачных свидетельств вечного инстинкта к продолжению рода, но не сейчас..." - на берегу Магелланова пролива тоже нет. То есть, и с наземной жизнью в южных широтах что-то не совсем так. Ну и где, где все эти обещанные бутылки/ракушки/деревяшки/рыба/верёвки? Чего уж там, соглашусь даже на мертвецов, зародышей и юзаные презервативы! Похоже, гений мирового фэнтэзи несколько увлёкся, и нафантазировал про Японию лишнего... Из общепринятого "seafood"-а нам подфартило зафиксировать флиртующую пару подозрительно красноглазых уток, летающих на бреющем дородных чаек и бахромчатую медузу самого стрёмного вида диаметром добрых полметра. А уж цветом, гм... "Полупрозрачной сырой печени" Вам как понравится? Захочется голыми руками потрогать? Это вряд ли. Нам - тоже.

Заботясь о приверженцах здорового образа жизни, щедрые городские власти установили вдоль береговой линии бюджетные тренажёры из гнутых труб. Это сейчас модно: и у нас, в Молдове, и по всей Европе. Что характерно, прикладное "рукомашество и дрыгоножество" вообще никогошеньки из местных жителей не привлекает. Равно как пустынна длинная анфилада "мирадоров", из неочевидных соображений не оборудованных лавочками. Вы же понимаете, ЗОЖ - он такой ЗОЖ, что сидеть предполагается исключительно на тренажёрах, а ни на каких не на лавочках...

Обзорные площадки украшены стилизованными "розами ветров" из цветной керамической плитки и стилизованными форштевнями кораблей с бушпритами. Все "корабли", согласно прилагающимся к композиции "компасам", ориентированы строго на восток. Каждый из девяти "монументо" на maps.me озаглавлен "Barco de Vela" ("Парусная Лодка"). Понятно, что это какой-то сакральный символ, но реального объяснения на туристических ресурсах я так и не встретил, хотя специально искал. Из кругосветки Магеллана не вернулось четыре корабля из пяти, так что если знаете - черкните весточку, оспасиблю.

Основательно подустав от раздолбанных вандалами единообразных "парусников", отдалённо напоминающих обломки железобетонных расчёсок с непропорционально тонкими железными рукоятками, делаем очередную попытку углубиться в старинные улочки. Похоже, подсознательно выбрираем наиболее правильную. Почти сразу происходит несколько неожиданностей. Во-первых, Серёга указывает первые в Чили "портреты" президента Сальвадора Альенде. Сам бы не обратил внимания, но действительно - Альенде. По роговым очкам узнаю. Портретов с десяток, не меньше: аккуратно прорисованы по трафарету на фанерном заборе вокруг одной из заброшенных строек.

До сих пор Пунта Аренас казался мне абсолютно аполитичным... Если не считать скомканного ответа, который был получен от менеджера "Остала Ринайке" на пробный шар - вопрос, как он лично относится к Аугусто Пиночету. - "Диктатор и убийца"?.. Спасибо, понял, проехали. О чилийском "экономическом чуде" здесь лучше даже не заикаться. Нет-нет, что Вы, я не с целью провокации. Просто действительно очень интересно мнение "изнутри". Станем считать, что население трудоспособного возраста свято уверено, что самым высоким темпам роста ВВП в регионе (если не на всём континенте...) Чили до сих пор обязано руководящей роли КПСС.

Национализация частных компаний, экспроприация поместий, предприятий, сельскохозяйственных земель и скота, гиперинфляция, массовые забастовки и технический дефолт - наше социалистическое всё. Проходили, знаем. Неоднозначность фигуры мятежного генерала сохраняется, и это нормально. Если непредвзято сравнить кипучую деятельность ЧК/ВЧК в 1917-1921 годах и чилийские события, 3065 убитых и исчезнувших могут и перестать казаться "грубым нарушением прав человека"... Но мы здесь и сейчас не о большой политике. И даже не о успешной экономике. Какое-то время тихая пыльная улочка усыпляет бдительность, лаская осенним Солнышком и заслоняя фасадами домов от буйства ветра. Но - недолго.

Вторым "событием" оказался нереально грустный и встрёпанный котик, стоически возлежащий на сквозняке, от которого слегка заплетаются ноги в ботинках 46 размера. Пока я вовсю развлекался "чужим котиком" (погладить пушистую, да ещё и рыжую морду - наше всё!) Тимофей Анатольевич решил рассмотреть получше приколоченную к стене дома миниатюру "Los Cuernos", выполненную масляной краской на куске кровельной жести. И, можно сказать, чудом остался с носом. Уж не скажу, какой именно породы были два похожих на доберманов "волкодава", что до последней секунды таились в укрытиях за редкой решёткой, в простенке между особняками. Но когда "добыча" подошла на нужное расстояние...

Помните перебравшую коньяку тётушку Чарли, "из Бразилии, где в лесах много-много диких обезьян-н-н"? - "ОНИ КА-АК ПРЫ-ЫГНУТ"!!! В общем, тёплый, уютный и ласковый рыжий котик вместе со стильной миниатюрой "Los Cuernos" были подставными из той же банды и служили для усыпления бдительности прохожих. Когда я практически повторил ошибку сына (согласно канонам Голливуда, что "авангард", что "отстающие" в блокбастерах по жизни сами себе виноваты), и без задних мыслей прицелился сфотографировать вышеозначенную миниатюру, подумалось, что изобрёл ещё один наивернейший способ обеспечения "Нао Виктория" дополнительным балластом.

Злобные хитрющие твари к этому времени успели ретироваться на исходные, "замаскированные" от посторонних глаз позиции, и как только... ТАК СРАЗУ! - У меня аж вся шерсть на теле дыбом встала! ...Мать! ...Мать! ...Мать! - привычно откликнулось бойкое городское эхо. Начинаю жалеть, что в своё время некстати свернул со стези программиста. Если бы получилось выковырять дебаггером из С.Т.А.Л.К.Е.Р. наш любимый дробовик "SPAS-12", ещё лучше - южно-африканскую "Protecta" на 12 патронов 12-го калибра, ни одно пакостное четвероногое Пунта Аренаса на мирных молдаван больше никогда в жизни не оскалилась!!! - А что хвосты? Хвосты - известно куда... "На Кордон, Сидоровичу. До востребования".

Всё ещё тлея тихой ненавистью к чужим домашним питомцам, обходим вдоль периметра городской стадион (Estadio Ramón Cañas) и упираемся взглядами в страннейшего вида "многоэтажки" из литого железобетона. Нет, не совсем уж прямо "многоэтажки". Собачьи приюты в восемь этажей?.. Стационарные куриные клетки с толстыми стеклянными дверцами?.. Только позже приходит осознание, что мы видим кладбище для бедных. Шок. Челюсти, чувствительно ударившиеся об асфальт. Спешное перекраивание маршрута в пользу новооткрытого "артефакта" иноземной культуры. Ещё через полкилометра - мы у главного входа. Действительно, "Cementerio Municipal de Punta Arenas".

"Цементерио"? Звучит крайне многообещающе для русского уха. Невольно вспоминаются "корпоративные привычки" и тазики с цементом американско-итальянской мафии. Четыре гектара многоэтажных могил и семейных склепов - это, конечно, не 200+ гектар отечественного "Святого <Лазера - зачёркнуто> Лазаря", в девичестве кладбища "Дойна". Именно поэтому на последнее в общеобразовательных или просто познавательных целях лучше стараться не забредать. Следует откровенно признать, чилийцы (или здесь правильнее будет сказать "католики"?) недостижимо далеко продвинулись в эстетике и выразительности "последних приютов". Нашим - учиться и учиться.

Настолько строгой, тематической и, одновременно, выразительной центральной аллеи (посещать старинные кладбища я тоже ужасно люблю), пожалуй, и не припомню. Тимофей Анатольевич, чисто в противовес, начал демонстративно кривиться с самого начала. Он к кладбищам чисто по-молодёжному относится: в смысле, неча пребывая в здравом уме и трезвой памяти по "иноверческим" погостам шариться как минимум до "того самого происшествия". Из интересных моментов - львиная доля наиболее солидных склепов и захоронений у самого входа на кладбище (читайте, "козырные" места) являет мощные хорватские корни.

Разорившиеся хорваты массово перекочевали на юг Чили и Аргентины после того, как недобрая мушка филлоксера полностью уничтожила виноградники на Далматинских островах, что в Адриатическом море. Ну и на материковой части тоже, естественно. Поэтому названий улиц и вывесок с "кириллическими" нотками в произношении даунтаун Пунта Аренаса предъявляет видимо-невидимо. Немецких захоронений и мавзолеев на городском кладбище не многим меньше, чем "испанских". Но все они сосредоточены в самой северной трети, несколько в стороне от высоких кипарисов и широких асфальтированных дорожек. Попытка уединения в месте уединения?.. Рекурсивненько.

Волею странствий, любимой работы и провидения я нечастый гость католических "Цементерио". Высокотехнологичные стеклопакеты с прямоугольными окошками (чтобы умершим не стало скучно и одиноко, как загадочным инопланетным Ключникам в "Спектре" у Лукьяненко?) вызывают весьма неоднозначные чувства. Национальные традиции индонезийского фестиваля Манене - парады с телами умерших - волей-неволей на ум приходят... Все эти куколки-собачки-кошечки-медвежата-птички, выцветшие семейные фоточки, армейские погоны и солнечные очки, расчёски-заколки-ножнички, пластиковые сердечки-цветочки, футбольные мячи, бейсболки и ракетки от пинг-понга, чашечки-тарелочки, институтские дипломы и спортивные вымпелы, а так же прочая, прочая, прочая - будто в лавку старьёвщика на e-Bay заглянул...

...Отдельной красной строкой у меня записаны фарфоровые статуэтки "la Virgen María": как тут не вспомнить полный мистики "Lost", самолёт с нигерийским героином, Локка, Чарли из "Drive Shaft" и неоднозначного наркодилера с благими целями мистера Эко?.. В общем, кладбище с флёром дешёвого водевиля. Понимаю и принимаю, что всё эти "атипичные" реакции - сугубое IMHO и не более чем неизбежное генетическое наследие нашего собственного <дремучего - зачёркнуто> ортодоксального православия. С ним не следует бороться. Само отомрёт, когда паства (это я сейчас о себе) малёха поумнеет и начнёт осознавать, что католические кладбища - не зло и происки еретиков-иноверцев, а следующая, более высокая ступень эволюционного развития религии...

И - да, следует признать, что католические кладбища в их "склеповой" ипостаси ухоженней, светлее, удобнее и эстетичнее молдавских. Не говорю уж о полнейшем отсутствии высоких колючих оград, что превращают прогулки по нашим столичным погостам в поиски Тесеем застенчивого Минотавра. Без клубочка критской царевны Ариадны, естественно. НО! Это касается только "престижной" ипостаси Пунта Аренасского "Цементерио". Мы же, естественно, сходили и в дальние закоулки, к тем стрёмным погребальным "многоэтажкам", что в самом начале, уронив на асфальт челюсти, рассматривали из-за высокого каменного забора, ещё даже не зная, что он кладбищенский.

В общем, без небольшого "братские" могилы в пять этажей, к которым прилагаются передвижные лесенки-стремянки с роликами на манер библиотечных - точно не моё. Особенно, когда часть могил в "бюджетном" склепе-коммуналке (или правильнее сказать "общемёртвии"?) пустует и зияет двухметровыми, уходящими во тьму неоштукатуренными провалами. Так вот вы какие, настоящие "Врата в Преисподнюю"... Как-как там Ивлин Во изощрялся в саге о перипетиях британско-американской любви "Незабвенная"? - Согласно политике нашей фирмы безвременно усопших следует называть "Счастливыми Незабвенными", а скорбящих родственников и друзей - "Ждущими Своего Часа"?

Если ты внезапно воспочил в Пунта Аренасе, и у твоих родственников оказались нелады с финансами - вряд ли получится выглядеть "Счастливым Незабвенным"... Зато пустующие бюджетные склепы "многоэтажной застройки" кладбища со всей определённостью находятся в состоянии "Ждущих Своего Часа"! Самое шокирующее, часть из этих склепов однозначно "юзаная": с достаточно свежими следами зубила или даже кирки по наружному периметру. Оставленными во время извлечения, правильно ли будет сказать, "предшествующего Незабвенного"? - Постояльцы здесь, похоже, чисто на повременной основе прописаны. Не оплатили родственники аренду жилплощади вовремя - "Давай досвиданья", с вещами на выход...

Не подскажете ли, куда городская администрация наиболее злостных неплательщиков определяет? Чисто по-викингски? - Саван из просмоленной парусины, пару голышей покрупнее к ногам, и - бульк в Магелланов пролив? Единственная просьба: пожалуй, не стоит этим заниматься поблизости от "Isla Madalena" или "Isla Marta". "Лос Пингуинос" с бакланами настолько изысканному подношению вряд ли обрадуются... Да и пристрастившиеся к хорошенько выдержанной человечинке морские львы как-бы не чересчур у современного общества востребованы... Через какую-то сотню лет глядишь - и на живую добычу в процессе биологической эволюции переориентируются.

Подвоз туристов отработан и налажен: регулярный, стабильный, созданы все условия для экспоненциального роста колоний. Вот на такие неадекватные размышления наводит продолжительное пребывание у восьмиэтажных погребальных "компаундов". Таких здесь всего три. У каждого - по два крыла. В каждом крыле - по два уровня. На каждом уровне 4 ряда по 15 захоронений. Если вдруг однажды случится "фулл-хаус", будут удовлетворены потребности 720-и "Счастливых Незабвенных"... Что же касается незанятой земли - с этим ситуация критическая. Я думаю, где-то существует ещё одно, более современное и традиционное кладбище.

* Учитывая, что довожу до ума эти строки я во время буйства третьей волны всемирной коронавирусной эпопеи, боюсь даже думать, как выглядит погост Пунта Аренаса по состоянию на март 2021-го, не стали ли многоэтажные склепы по-настоящему "братскими"?.. (Сумрачные мысли Автора).

Могильные "восьмиэтажки", протянувшиеся вдоль северной и южной границ "Цементерио", я, если честно, специально считать не стал. Их реально много. Cуммарно где-то 350 погонных метров набегает. Можно грубо прикинуть: считая по метру на "Незабвенного" - 1750 "мавзолеев". Представьте ощущение от прогулки. Посему, не заморачивайтесь гулять вдоль "многоэтажек". Предпочтите красивые продольные или поперечные аллеи, обсаженные с двух сторон могучими кипарисами в форме пушистых зелёных эскимо. Шепну по большому секрету, повреждённые кипарисы здесь ещё более чумовые: из-за потрясающей сложности и фрактальности невидимых снаружи ветвей. Настоящий гимн Жизни, если хотите.

Возжелаете ещё большего - специально поищите, где деревья были уничтожены "вандалами от пиромании" или просто случайными возгораниями. Склепы с "почётным караулом" из мёртвых, а то и совсем недавно обугленных деревьев, да ещё с гармонирующими по абрису чёрными тенями - это настоящая бомба. Если всё ещё не убедил, что гулять на кладбище следует обязательно и всенепременно, прибавлю "официальную версию". В международных публикациях "Cementerio municipal de Punta Arenas" указано как одно из десяти наиболее живописных кладбищ Планеты. Проголосую "за" обеими руками (может быть, и вопреки мнению попутчиков). Как минимум, настолько неожиданных, мощно влияющих на настроение / мировосприятие / отношение к смерти мест до поездки в Чили мне видеть не доводилось.

В скромном, несколько запущенном сквере у монумента "el Presidente" Мануэлю Булнесу, по-доброму сладенько благоухало yerba. Нет-нет, не свежескошенной. Свежескуренной. Как ни появимся в центре города - всегда так. Создаётся впечатление, что "рекреационно" этим делом тешится практически всё население Пунта Аренаса, от мала до велика. Интересно, сам-то национальный герой Мануэль Булнес Прието (Manuel Bulnes Prieto), будучи опытным воякой, сторонником образования, любителем искусств и вообще большим просветителем середины XIX века, тоже грешным делом баловался? Любители искусств - они такие проказники, чётко представляют, чем и как правильно раскрепощать подсознание...

"Эль президенте" внушителен и даже харизматичен, но волею ваятелей восседает на опечаленно понурившем голову бронзовом скакуне. Вижу в этом прямую отсылку к "Мельнице", любвеобильной ведьме-неудачнице, "угрюмому сонному рыцарю" и его "коню, хромому на три ноги"... Отсюда и минорное настроение <подсудимого - зачёркнуто> подседельного. В сквере пустынно и тихо. На соседних улочках прохожих тоже считаные единицы. Сонный, патриархальный городишко... Мы, собственно, не ради Президентов Печального Образа в даунтаун заковырялись: безуспешно стараемся разыскать тот заточенный на туристов супермаркет, где Лёшик с Оксанкой позавчера приценивались к лучшим сортам мате и неизменно сопутствующим ему дырчатым трубочкам - бомбильям (bombilla).

Когда я эти очень подозрительные бомбильи - название-то какое многообещающее! - впервые в руках повертел, подумалось, что им очень не хватает высокого бортика по периметру отверстий на верхней поверхности. Это могло значительно повысить функциональность, а так же востребованность "дивайса" у самых широких слоёв населения. Что особенно значимо в контексте специфических растительных ароматов региональной столицы. Шутка. Мате, в общем-то, тоже был всего лишь "закладкой на память", какой именно супермаркет нам нужен. На первом этаже "правильного" предлагались весьма недурственные стейки из мраморной говядины. "Недурственные" - это ни в какую не умещающиеся на две состыкованные ладони и толщиной в два пальца.

После хаотичных петляний и систематических отвлечений внимания на граффити и особенности колониальной архитектуры вычисляем нужный "Supermercado" - и вот мы уже со стейками и винищщем. Но - всё ещё в магазине. Какое-то время тратим на сдержанное выманивание, а потом и на принудительный отгон внезапно оголодавшего Серёги от длинномерной стойки раздачи в кулинарии на верхнем этаже заведения. Домнул бесценный компатриот, ну какая, нафиг, "картошка фри"?!! Какие "красивые тушёные овощи"?!! На вот, кусни-ка прямо с торца палку полу-копчёной колбасы, специально на такой случай купленной. "Жареный кусок большого мяса", проверенный тетрапак чилийского красного (молдаване без литра-другого "каберне-совиньон" - как брачная ночь без невесты...), чего ещё твоей мятежной душеньке для полного консенсуса с пространственно-временным континуумом не хватает?!!

Тут мне знающие люди нашёптывают, что можем выдать самую большую банку аргентинской консервированной "чокло" (для забывчивых - кукурузы, как выяснилось, транспортировать через чилийскую границу промышленно обработанные овощные консервы всё-таки можно) - оттянись по максимуму в одно-единственное лицо. Тётушка на кассе с интересом вслушивается в потребительский конфликт на незнакомом языке. В результате, чтобы не выглядеть полными идиотами, покупаем лучшее средство от разногласий: сладкую слоёную сдобу, плюс объёмистую упаковку заготовок для гамбургеров в качестве "хлеба насущного". Вот теперь можно, камерой по сторонам навскидку постреливая, и "домой" путь держать...

Есть подозрение, что в "Остале Ринайке" неоправданно долго не готовили классических стейков. Сваренный из мощного металлического уголка гриль с огромным коробом вытяжки завален всяким непотребством, а поверх этого покрыт настолько толстым и липким слоем нагара и пыли, что приводить его в работоспособное состояние придётся минимум до утра. А ведь так хотелось загадючить всё по классической технологии, именно на гриле... Не судьба. Надо заранее внимательно смотреть по сторонам, а не судорожно нагромождать на тарелку ветчину и сыр вперемежку со сваренными вкрутую яйцами, стараясь при этом опередить на пару слайсов и своих, и чужих... Выдохнули. Проехали.

Приходится наступить на горло собственной лебединой песне и согласиться на вульгарную сковородку. А сковородка у хозяев единственная, алюминиевая, тонкая - аж жуть. Если рассматривать исключительно толщину - вок, а не сковородка... В общем, позорное позорище, а не оборудование для стейков. Плита - тоже позорное позорище, пусть и широкой фольгой от излишнего засирания аккуратно обёрнута. Давление природного газа в трубе - ещё большее позорище, в максимуме на отваривание вермишели и кипячение воды способно. Я знаю, что всё это значит: первые приступы ностальгии по родному дому, где и с "давлением" всё в порядке, и итальянская сковорода-гриль на 7-киловаттной вок-горелке менее чем за две минуты на рабочий режим выходит.

Для подтверждения квалификации (а так же, чтобы было на кого свалить все косяки и неувязки...) делегирую шеф-поваром Тимофея Анатольевича. На мне - рутина: разогрев сковороды, перерывание картонной коробки со сваленными в кучу специями убывших постояльцев, предварительная подготовка и приправка мяса, попытки разобраться с полудохлой бытовой вытяжкой, позорное фиаско и распахивание всех наличных форточек (одной). Серёга присутствует на правах "иностранного наблюдателя" от ООН. Или ФСБ. Слегонца смазали "стейк-заготовки" подсолнечным маслом, приняли для храбрости по глоточку-другому чилийского - так все профессиональные повара для акселерации "творческих соков" делают - мысленно вознесли молитву благосклонным сельк'намским богам, жарим.

Шкворчание - салютом, дым - коромыслом, потому, что единственная работоспособная вытяжка - планово-убыточный артефакт дедушки Ляо из города Луннань Линься-Хуэйского автономного округа, славящегося своей бедностью и отсталостью на всю Поднебесную. Пакостная алюминиевая сковорода стакнулась с анемичным газом, систематически норовят перестать жарить и начать тушить: им так привычнее. Приходится поднимать стейк на вилке, в другой руке держать на весу тарелку, чтоб "не капало", по мере сил догревать сковороду, затем швырять истекающую соками заготовку обратно. Всё это - за плотно прикрытой дверью, за стеклом которой нет-нет да мелькнут округлившиеся глаза Густаво. Хвала Косменку, Улену, Матану и (чисто на всякий случай) Зороастру, "остальеро" достаточно вежлив, чтобы не выгнать извращенцев со всей их стейкообразующей "кунсткамерой" из кухни щедрыми пинками.

Нелишним будет напомнить, что "заготовок" у нас целых три. То есть, имеет место не просто акт, но длительный и сложный процесс. Все остальные обитатели "остала" тоже как-бы весьма не прочь <покусать с бочины чужие стейки - зачёркнуто за нулевой вероятностью успеха> что-нибудь на ужин себе изготовить. Но - слабы духом, дыхалкой и вообще, по неопытности и непуганности не захватили из родных стран армейских изолирующих противогазов. Фееричнейшие, доложу я вам, саспенс и движуха в эпсилон-окрестностях полыхающего жаром и эмоциями, отчаянно задымленного пищеблока... Мы же с Тимофеем Анатольевичем - ну точно как внезапно обретший брата-двойника курсант "Полицейской Академии" отморозок Зед, схваченный оператором в миг сурового испытания дымовыми гранатами M18 в замкнутом помещении: "Ой, мне так клёво!!! Буду нужен - зовите!!!"

...Неужели Вы не помните колоритнейшего старину Зеда в исполнении Роберта Голдтуэйта, способного одним лишь фирменным воплем закошмарить боевых товарищей по Академии, опасных преступников, животных, да и вообще любые неодушевлённые или недостаточно закреплённые предметы?.. Стоит ли конкретизировать, что стейки получились отменнейшие? Да, получились! Даже пожалел, что мы не устроили похожего безобразия, пока в проявившем образец ангельской терпимости и человеколюбия "Ринайке" обреталась вся команда. Шевелятся, конечно, некоторые подозрения, что окажись "мраморных говядин" не три, а пять, дело могло закончиться хорошо организованным штурмом кухонной твердыни, со всеми вытекающими из этого аннексиями (читайте, изгнанием своры загазованных "los Diablos") и контрибуциями (в виде растоптанных в праведном гневе недожаренных бифштексов).

Чувствую, многие читатели сейчас думают: чего бы приличным с вида людям было не сходить в ресторан?.. А вот с того, что "Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам". Пусть первым непререкаемую парадигму и изложил Фердинанд Порше, лично я предпочитаю её слышать из уст достойнейшего Жана Батиста Эммануэля Зорга. Произносить это следует всенепременно с "Zorg-ZF1" наперевес. Это, как минимум, позволит свести на нет полные возмущения вопли, которые неминуемы, как посмею добавить, что приготовленные собственными руками стейки были однозначно больше, вкуснее и нежнее всех, что нам посчастливилось пробовать в Южной Америке. Не сомневаюсь, что в Сантьяго де Чили и Буэнос-Айресе список ресторанов, где подают "правильные" стейки, бесконечен. Но - не на юге. Вот теперь самое время передёрнуть затвор "Zorg-ZF1", чуток склонить голову набок и с милой улыбкой спросить: "АCЬ?.."